Как научить самостоятельности

Содержание
  1. Как научить ребенка самостоятельности – 15 полезных советов
  2. Как формируется самостоятельность?
  3. Этапы формирования самостоятельности:
  4. Помогаем малышу стать самостоятельным
  5. 5 шагов, которые помогут сделать ребёнка самостоятельным
  6. Как самостоятельность рождает уверенность в себе
  7. 1. Уверенность родителей
  8. Как сделать учёбу самостоятельной
  9. Самостоятельность ребёнка: зачем и как её развивать
  10. Мытьё рук
  11. Нарезание фруктов и овощей
  12. Уборка
  13. Роль взрослого в развитии самостоятельности детей
  14. Как научить ребенка самостоятельности?
  15. Воспитание самостоятельности у детей: практические советы
  16. Табу при воспитании самостоятельности у ребенка
  17. Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?
  18. 5 способов развить самостоятельность у ребенка
  19.  1. Я начну  — ты закончи
  20. 2. Ты начни — я закончу
  21. 3. Давай вместе
  22. 4. Я покажу, а ты повторишь
  23. 5. Сам выбирай
  24. Советы, как вырастить самостоятельного ребенка
  25.  Как приучить ребенка самостоятельно делать уроки

Как научить ребенка самостоятельности – 15 полезных советов

Как научить самостоятельности

Евгения Князева

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был ответственным, самостоятельным. Воспитывая самостоятельность, мы формируем волевые качества, растим уверенную личность. Кроха быстро взрослеет, начинает разговаривать, все понимать. Появляются первые обязанности: уборка игрушек, читка зубов, мыть рук…

 Есть малыши, которые в год едят сами, в два одеваются, но так бывает не всегда: детки разные и проявляют инициативу в разное время, в разной степени.

 Как научить ребенка самостоятельности? Задача родителей проявить деликатность, максимально мягко, ненавязчиво подтолкнуть чадо к проявлению инициативы и первым самостоятельным действиям.

Как формируется самостоятельность?

Прежде чем ребенок овладеет определенным навыком, он должен пройти через этап наблюдения и многократных попыток выполнить действие. 

Этапы формирования самостоятельности:

  • Ребенок просто наблюдает.
  • Ребенок начинает интересоваться процессом, предпринимает первые неумелые и неуверенные попытки к самостоятельному действию.
  • Ребенок проявляет активные попытки к самостоятельности, но не может справиться без помощи взрослого.
  • Ребенок может справиться без помощи взрослого, но нуждается в контроле.
  • Ребенок полностью все делает самостоятельно

На освоение любого навыка малышу потребуется немало времени.

Помогаем малышу стать самостоятельным

  1. Давайте ребенку посильные задачи. В силу возраста он многого не умеет, поэтому важно создавать «ситуации успеха». Поручения должны быть элементарными и выполняться без труда. Попросите выбросить фантик, положить корзину грязные колготки, убрать чашку со стола, протереть тряпочкой пыль, принести салфетки и т.п.

    (нужные вещи и предметы должны находиться в зоне досягаемости малыша).

  2. Позвольте крохе ощутить собственную значимость и нужность.
  3. Меньше критикуйте его и чаще хвалите.

     Помните: крохе важна поддержка!

  4. Акцентируйте внимание на действиях, которые привели к хорошему результату («Как аккуратно ты повесил свои штанишки»/«Как хорошо ты вымыл свои ручки»/«Как чисто стало в комнате, когда ты убрал игрушки»).
  5. Не забывайте о личном пространстве ребенка, давайте свободу выбора.

    Не старайтесь контролировать и подчинять правилам все вокруг. Дайте малышу немного свободы. Пусть у него будет свой уголок, где все лежит так, как хочет он. Позвольте ему иногда выбирать что есть/что надеть/чем заняться.

  6. Учитывайте темперамент ребенка и не пытайтесь его «переламывать». Некоторым детям самостоятельность дается нелегко, т.к.

     они медлительны по своей природе или неспособны удерживать внимание. Не давите на них, не подгоняйте – это усугубит ситуацию. Дайте им время – и все наладится.

  7. Учитывайте возраст ребенка. Моторика ребенка 2-3 лет еще недостаточно развита, и ему попросту тяжело справиться с молнией или пуговицами. Дайте ему возможность потренироваться и вскоре Вы увидите результат.

  8. Не путайте самостоятельность со вседозволенностью. Родители должны обеспечить крохе полную безопасность и присмотр. Никаких острых ножей, кипятка и т.п.
  9. Активно вовлекайте ребенка в процесс, не стремитесь все сделать сами.

    Помогайте при необходимости (если малыш не может справиться), не торопите, позвольте попробовать сначала самому, а уже потом предложите помощь. Не подавляйте инициативу, иначе кроха перестанет ее проявлять. Если Вы не готовы полностью доверить чаду процесс чистки зубов, мытье, используйте маленькую хитрость.

     Дайте возможность малышу выполнить действия самостоятельно,  а потом «проверьте», как у него это получилось. Скажите: «Щеточка сейчас проверит, как ты почистил зубки (почистите зубы еще раз). Ой, как хорошо почистил! Какие зубки белые! А вот этот зубик щеточка хочет почистить еще раз, чтобы он заблестел». По такой же схеме приучайте и к гигиеническим процедурам.

     Пусть мочалка «проверяет», хорошо ли ребенок помылся.

  10. Скажите «нет» перфекционизму и чрезмерному контролю. Малыш не сможет в силу возраста сделать все, как взрослый. Подметая крошки, половину он просто разметет по комнате, помогая печь Вам пирог, просыплет муку и пр. Позвольте ему ошибаться, делать что-то не слишком хорошо, неправильно.

     Любой челочек, берясь за новое дело, терпит неудачи, учится на ошибках. Старайтесь не делать слишком много замечаний, не контролировать каждое действие ребенка, избегать фраз «Ты делаешь плохо/неправильно/дай покажу, как надо». Вы можете по-доброму посоветовать, но не критиковать. («Давай подметем еще раз вместе.

     Смотри, как можно аккуратно смести крошки прямо в совок»/«Если отставить кружку, то ты не заденешь ее рукой и не прольешь компот»/«Если надеть нагрудную салфетку, то кофточка останется чистой»).

  11. Подавайте положительный пример. Родители для детей – образец во всем.

      Если Вы требуете чистоты, то соблюдайте ее сами! Малышу сложно будет понять, зачем и для чего ему следовать правилам, которым Вы не следуете сами.

  12. Не общайтесь в приказном тоне. Не требуйте и не приказывайте – это не приведет лишь к нежеланию подчиняться правилам. Ребенок – маленькая личность. Всегда разговаривайте с ним вежливо, объясняйте и поясняйте в спокойном тоне.

  13. Проявите терпение. Помните: крик отобьет желание к самостоятельным действиям. Держите себя в руках, не показывайте раздражения.
  14. Дайте почувствовать ответственность за свои действия. Если ребенок освоил навык (научился одеваться), сделайте это зоной его ответственности. Не убрал игрушки – не смог найти нужную/наступил и заплакал/случайно сломал и т.п.
  15. Используйте полезные фразы, которые мотивируют малыша ухаживать за собой:

«Щетка, как храбрый солдат, борется с вредными микробами на зубах! Давай скорее прогоним их!»
«Что это сверкает, как снег? Это твои зубки.

 Ты их почистил, и они стали белыми-белыми!»
«Папа, представляешь, ребенок сам вымыл руки! Я даже не помогала!»
«Посмотри, какой ты чистый, красивый, приятно пахнешь. Сам умыл личико, вымыл ручки, ножки, как большой!»
«Какие грязные ботиночки! Давай один протрем тряпочкой. Смотри, один ботинок стал чистый и красивый, как новый, а другой остался грязным. Ему грустно быть грязным. Нужно помочь бедняжке! Когда на ножках грязные ботинки – это некрасиво!»
«Ты покушал, а тарелочку не убрал. Если ты уберешь тарелку со стола – мне будет приятно! Спасибо, помощник мой».


И не забывайте о логоритмических стишках! С ними учиться самостоятельности будет куда веселее!  Я помою свои ножки – вот так! И потру я их немножко – вот так! Ручки я помою тоже, вот так! Мыло в этом мне поможет, вот так! Мойтесь глазки, мойтесь ушки!

Мойся, Машина макушка…

Теперь Вы знаете, как научить ребенка самостоятельности. Помните: любовь, терпение и поддержка творят чудеса. Верьте в малыша, и у него все обязательно получится!

Евгения Князева

Игропедагог, эксперт по вопросам раннего развития

Дети находятся в вечном движении! Энергии им не занимать! Направить ее в нужное русло помогут танцы. Едва ли найдется ребенок, который откажется подвигаться под ритмичную музыку. Танцы для малышей – это одно из любимых занятий! Подробнее Предлагаем вам 5 лучших идей методики Сесиль Лупан, которые стоит применить на практике. Подробнее Этикет для малышей крайне важен. Что такое этикет? Это свод правил поведения, необходимых каждому человеку. Владение ими положительно скажется на отношении к нему окружающих, и, возможно, даже повлияет на его будущее. Подробнее

© 2016 – 2020 Все права защищены ООО “Архимедиа”. Использование любых компонентов сайта без письменного согласия администрации сайта запрещено. welcome@ostroumka.ru

Мы используем файлы cookie

Так мы улучшаем работу сайта и предоставляем вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie

Соглашаюсь

Источник: https://www.ostroumka.ru/kopilka-znaniy/razvitie-rebyenka/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnosti/

5 шагов, которые помогут сделать ребёнка самостоятельным

Как научить самостоятельности

Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Книга Елизаветы Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» поможет отказаться от принуждения и воспитать самостоятельного ребёнка с помощью вдохновляющих методов.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Для многих самостоятельность — это способность ребёнка позаботиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза.

До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, где жить и что есть. Теперь в нашей культуре «все лучшее — детям».

Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют. Но если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?

Это можно решить одним способом: самостоятельность ребёнка должна стать необходимостью. Даже если быт легко поддерживается без помощи ребёнка, есть смысл передать ему часть ответственности за домашние дела. Например, десятилетняя девочка способна следить за своей одеждой: убирать чистую в шкаф, а грязную в стирку, гладить её и аккуратно складывать.

Как самостоятельность рождает уверенность в себе

Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за каждодневные дела, становятся:

  • требовательными,
  • неуверенными в себе,
  • склонными к депрессивным переживаниям,
  • нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.

И наоборот, чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.

Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто или первый раз собрать рюкзак в школу.

В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. Нельзя вдруг победить на соревнованиях или случайно приготовить сложное блюдо.

Сначала нужно много раз потренироваться без достижения результата.

Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция. Завтра на один шаг больше чем сегодня»

В нашем детстве мы всё больше подчинялись родительским требованиям. Когда не подчинялись — нас наказывали, а некоторых даже били. Так родители зарабатывали свой авторитет. Теперь мы выросли и знаем о последствиях такого воспитания, теперь мы ищем другие пути воздействия на детей.

«Если твердить ребёнку, что он „самый лучший“ и „молодец“, но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на „правильные“ слова»

1. Уверенность родителей

«Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным».

В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».

На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней

Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей.

Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».

2. Поддержка

Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.

Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.

3. Развитие навыка

Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.

Стадии развития самостоятельности:

1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;

2. Ребёнок выступает в качестве помощника;

3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;

4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;

5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.

4. Правильные границы

«Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».

Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия

Не те, когда родители все-таки выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым.

Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями.

Ребёнок получает обратную связь от мира на свои поступки.

Его может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Тогда родители могут помочь, разбив одно большое дело на несколько маленьких.

Например, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла.

Если ребёнок не знает, с чего начать рисунок, сначала помогите ему определиться с темой и выбрать нужные цвета.

Не спешите освобождать от бытовых дел школьников. Если не хотите, чтобы выполнение уроков затянулось, лишь бы не уборка или мытье посуды. Мама и папа тоже работают, но совместный быт никто не отменял.

5. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека

Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». Изначально он не думает об этом, его представление о себе формируется из его опыта и отношений с другими людьми. Каким мы считаем своего ребёнка, таким он в итоге и становится.

Поэтому формируйте положительный образ, отмечайте его поступки и поведение. Используйте для этого не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты вовремя сделал уроки», «Как аккуратно ты сложил свои вещи в шкаф».

«Пятая ступень связана с первой, так как является началом нового движения. Стараясь увидеть в ребёнке хорошие черты, показывая ему самому его сильные стороны, вы укрепляете собственную веру в то, что он может сделать следующий шаг, двинуться дальше».

Как сделать учёбу самостоятельной

Происходит это через передачу ответственности за выполнение трёх блоков работы с домашними заданиями:

  1. Организация работы (где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом);
  2. Исполнение домашнего задания;
  3. Контроль результата (всё ли выполнено и насколько верно).

Сначала ответственность передается за исполнение. Чаще всего ребёнок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Постепенно доверяйте ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребёнок начинает сам решать когда, сколько времени выделить, какая будет очередность заданий.

Родители могут подсказать, как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через помощь родителей в поиске возможных ошибок. Затем работа проверяется родителями частично.

При этом возрастает ответственность ребёнка за правильное выполнение всей работы.

Наконец родитель проверяет домашнее задание через день, через неделю и далее, пока полностью не передаст контроль за выполнением ребёнку.

Источник: https://mel.fm/blog/anna-kachan1/49021-5-shagov-kotoryye-pomogut-sdelat-rebenka-samostoyatelnym

Самостоятельность ребёнка: зачем и как её развивать

Как научить самостоятельности

Самостоятельность ребёнка обусловлена природой его развития — это неотъемлемый компонент становления личности. Без этого периода мы не получим взрослого человека. Если не отделиться от мамы, то и не развиться в полноценную личность.

Во время внутриутробного развития новая жизнь полностью зависит от мамы. Потом происходит рождение и физическое отделение младенца. Это первый существенный шаг к становлению отдельной личности.

Первый год жизни мы называем «внешней беременностью» — у мамы с младенцем общее эмоциональное состояние, несмотря на то, что физически они уже отделились. С прекращением грудного вскармливания расстояние между мамой и малышом увеличивается ещё больше, а уровень осознания себя как отдельной личности возрастает.

С 1 до 3 лет мы встречаемся с яркой манифестацией желания отделиться — «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Так дети выражают протест на слишком большое участие взрослого в своей жизни.

Апофеоз этого процесса мы наблюдаем в возрасте трёх лет. Это не значит, что дети становятся полностью независимыми и способны жить своей жизнью.

Но они уже осознают себя как отдельную единицу со своими интересами.

Почему мы должны предоставить детям самостоятельность? Почему должны радоваться, когда ребёнок отталкивает нашу руку и говорит «Я сам!»? Такое минимальное участие в собственной жизни — это будущее «Я могу!», «Я умею!», «Я чего-то стою!», «Я ценен для общества!», «Я важен!».

Это то, что в подростковом возрасте станет самоуверенностью, умением принимать решения и ответственностью за последствия. Всё это начинается здесь, с полугода до года, когда мы в минимальных порциях передаём малышу этот огромный груз ответственности, который лежит на родителе.

Если предоставлять возможности сразу, как только ребёнок изъявил желание, то развитию ничто не помешает.

С 6 месяцев уже можно обращать внимание на первые попытки младенца как-то поучаствовать в своей жизни. Лучший вариант, который мы можем предложить — это держание ложки. Практикуйте его сразу, как только малыш научился сидеть. Посадите его на отдельный стульчик и дайте ему ложку. И неважно, чем вы его кормите и как, ваша ложка — в вашей руке, его ложка — в его руке.

Поощряйте любые попытки младенца поучаствовать в одевании, за что-то взяться, куда-то потянуться и сделать выбор. Выбор — это очень важно, его нужно предоставлять как можно раньше. Так у ребёнка появится больше времени потренироваться в накоплении опыта.

Начинать следует всегда с двух элементов. Например, спросить: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показать две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить на выбор два варианта. Ребёнок ещё не разговаривает, но может показать — к чему потянулся, то и выбирает.

Ниже разберём на примерах, как научить ребёнка самостоятельности — что важно, а что можно проигнорировать. Расскажем, какими способами можно включить детей в совместную деятельность, которая позже перерастёт в самостоятельность.

Мытьё рук

Мытьё рук начинаем сразу, как только ребёнок начал уверенно ходить. В первую очередь обеспечьте доступ к воде с помощью специальной лесенки или скамеечки. Это позволит взобраться на неё и дотянуться до крана.

Сначала освойте поворотные движения с краном, чтобы малыш мог сам включать и выключать воду. Вы сразу заметите его интерес, как только он освоит это движение. Будьте готовы к тому, что ребёнок бесконечно долго открывает и закрывает кран, пока не освоит этот навык. Позвольте ему делать это столько времени, сколько потребуется.

Когда ребёнок научится закрывать и открывать кран, вдоволь набултыхается в воде, самое время познакомить его с мылом. Но ничего не объясняйте, в этом возрасте дети ещё не реагируют на теоретические знания в виде лекции. Лучше покажите на собственном примере — как намыливаете руки, смываете мыло и вытираете полотенцем.

Мытьё рук, это не только «Я сам!», но и развитие мелкой моторики

Полотенце должно быть в свободном доступе — висеть на крючке, который находится на высоте роста ребёнка. То есть он вытирает руки не тогда, когда вы сняли полотенце с высокого крючка и подали. А тогда, когда у него возникло это желание.

На любом этапе это должно быть его собственное решение.

Собственное полотенце становится вещью, за которую ребёнок несёт ответственность. Если он испачкал полотенце, попросите кинуть в корзину для грязного белья или загрузить в стиральную машину. При разборе постиранного белья — повесить самостоятельно на сушилку, а когда высохнет — вернуть на крючок.

Дети очень любят возиться в воде. Это значит, что её будет вокруг очень много, особенно на первом этапе. Поэтому нужно продумать, как, что и куда переставить, подстелить, положить, чтобы пролитая вода не превратилась в ремонт или в потоп у соседей.

Так вы оборудуете пространство для развития самостоятельности ребёнка и ему станет доступно то, что вы предлагаете делать. Если будет неудобно, есть вероятность, что малыш запротестует или отвергнет слишком сложную деятельность.

А это нежелательно, ведь задача взрослого — мотивировать ребёнка к освоению новых навыков.

На видео показана презентация мытья рук в Монтессори-классе

Ребёнок начинает активно участвовать в своём одевании в 1,2—1,5 года, когда уже способен дотянуться до одежды и как-то помочь — тянуть руками вверх или вниз.

У каждого элемента одежды есть свой алгоритм. Как только освоили один вариант одевания, меняем формат и предоставляем ребёнку больше самостоятельности — где-то подтягиваем, где-то не подтягиваем. То есть на начальном этапе мы максимально участвуем, а на последнем не участвуем совсем. А вот промежуточные этапы — это про такой поступательный отход.

Для того чтобы облегчить процесс одевания, важно выбрать правильную одежду, обустроить удобное пространство и освоить алгоритм, то самое поступательное участие взрослого в процессе. О специальных приёмах для разных предметов одежды — 10 секретов, которые помогут ребёнку самостоятельно одеваться.

Обратите внимание на необычный способ надевания куртки, многих родителей он удивляет. Но с его помощью ребёнок без поддержки взрослого уже с полутора лет умеет надевать куртку или кофту.

Куртка раскладывается капюшоном или воротником к себе, ребёнок просовывает обе руки и резко поднимает их вверх, куртка перекидывается через голову. Дети осваивают этот вариант с нескольких попыток, а уже потом с удовольствием снимают-надевают.

На видео вы можете посмотреть, как это происходит, начиная с 1:17.

Начиная с этапа уверенного хождения, в 2—3 года, ребёнку можно доверить уход за растениями. Покажите, как поливать цветок, протирать или опрыскивать листья. Губку, лейку и опрыскиватель держите недалеко от растений, в доступном для малыша месте. Так у него появится дополнительный стимул для самостоятельных действий.

Чтобы не пострадали обои или пол, оборудуйте для цветка специальное место. Можно застелить плёнкой или поставить в глубокий поддон, в зависимости от того, к чему наблюдается склонность — поливать по 10 раз в день, или брызгать.

Губка должна помещаться в детской ладони, а лейка и опрыскиватель быть объёмом не больше 100 мл

Безопасные растения для детей:

  1. Аглаомена.
  2. Драцена.
  3. Нефролепис.
  4. Пальма арека.
  5. Плющ обыкновенный.
  6. Сансевиерия, или «тёщин язык».
  7. Спатифиллюм.
  8. Сциндапсус.
  9. Фикус.
  10. Филодедрон.
  11. Хамедорея.
  12. Хлорофитум.

Нарезание фруктов и овощей

Дети готовы к нарезанию около 1,5 лет. Сейчас есть приспособления, которые вызывают у мамы меньше тревоги, за то, что ребёнок порежется. Это волнистые, пластиковые и закруглённые ножи. Но одна сторона всё равно должна быть режущая. В нарезании важно полное сопровождение взрослого на начальном этапе. Потому что любой нож — это повышенный уровень опасности.

Как только вы будете уверены, что навык сформирован, то можете постепенно отпускать ребёнка. Вы отходите на шаг назад, становитесь за спиной, и наблюдаете, чуть-чуть нависая. Через 2—3 месяца практики, можно уже не наблюдать и постепенно отходить.

На видео пример того, как научить ребёнка резать морковь волнистым ножом. Мы рекомендуем начинать с бананов.

К приготовлению еды можно привлекать в 1,2—1,3 года. Что-то перемешать, добавить, переложить, насыпать, долить — это первый этап совместной готовки.

Если вы чистите картошку, то ребёнок берёт эту картошку у вас из рук и складывает в таз с водой. Или, моет фрукты и овощи. Даже если ещё нет доступа к крану, это можно сделать в миске.

Если вы готовите тесто и что-то досыпаете, предложите малышу перемешать. Изначально для перемешивания берите жидкую субстанцию, а как только ребёнок закрепил навык, уплотняйте консистенцию.

Предлагайте ребёнку украшать торты и пирожные или раскладывать ингредиенты на пицце. Конечно, у него вряд ли получится сделать красиво. Но формирование самостоятельности у детей гораздо важнее, чем симметрично разложенные маслины на пицце. Это то самое время уважительного отношения к выбору ребёнка, к его способности творить.

Если вы не готовы смириться с тем, что еда будет выглядеть не очень эстетично, разделите на двоих — вы украшаете своё пирожное, а ребёнок — своё. И пусть он делает с ним всё, что хочет. Сейчас его интерес — это не готовое пирожное и не красиво оформленное блюдо, это даже не про покушать. Ему важно собственное участие, ощущение своего могущества, что ему уже столько всего доверяют.

Кулинария начинается с простейших вещей. Таких, как салат. При его приготовлении ребёнок учится нарезанию и перемешиванию. Позже это может быть выпечка, простые печенья и кексы. Как только осваиваются определённые навыки, можно переходить на сложные рецепты — где нужно порезать, помешать, накрыть и поставить в духовку. Такая деятельность доступна ближе к трём годам.

Когда вы положите в доступное место собственную посуду, это очень поддержит самостоятельность ребёнка.

И если ещё в год допустима пластиковая посуда, то уже чуть попозже, с формированием уверенного хождения, запаситесь керамической. Да, она бьётся, но это то знание, которое дети должны приобрести из своего опыта.

 Также, замечательная форма взаимодействия ребёнка с предметами — мытьё посуды. Оно идёт уже после того, как освоено мытьё рук.

Уборка

Уборка — глобальная сфера участия ребёнка в жизни семьи. К ней мы относим протирание пола и пыли с полок, сметание со стола и подметание пола. В уборке важней не столько навык, сколько правильно подготовленное пространство. Изначально малыш участвует в уборке совместно со взрослым, а позже поместите в свободный доступ его собственные ведро, тряпку и щётку.

Начинайте с кафельного пола или линолеума, где количество разлитой воды не имеет большого значения. А с ростом навыка, когда вы увидите, что воды на полу немного, можно приступать к деревянному полу

Роль взрослого в развитии самостоятельности детей

Основная задача взрослого — предоставить настолько много свободы, чтобы ребёнок перестал в нём нуждаться. Это и про то, как научить ребёнка самостоятельности и про то, как отдать ему ответственность за свою жизнь. Что важно знать, чтобы не опустить руки и вместе радоваться процессу освоения малышом новых навыков?

Запаситесь терпением. Если у вас есть чёткое осознание цели и её значимости, то большого запаса терпения не понадобится. Вы будете понимать, насколько важна самостоятельность ребёнка и вам не придётся перебарывать себя.

Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи. Да, до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно.

Но полгода назад малыш вообще никакого элемента не делал сам, а сейчас он уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете замок, а он тянет вверх собачку.

Выражайте радость. Показывайте ребёнку радость от любой деятельности, какой бы она ни была.

Гречка по всему полу рассыпалась — «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась — «У нас есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!»; руки испачкал — «О! Я так люблю мыть руки! Пойдём с тобой мыть руки?». Этот эмоциональный фон передаётся детям.

Так вы показываете, что это не обязательства, которые они в этом возрасте ещё не в состоянии взять на себя. А что это здорово, что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.

Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать сам, то это совершенно не значит, что начиная с этого момента вы ему больше никогда не поможете.

У него, как и у взрослого есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, когда ещё симптомы не видны. Поэтому мы всегда с радостью и готовностью идём на помощь.

И этим самым демонстрируем свою поддержку и показываем, что мы не оставляем ребёнка одного бороться с трудностями жизни, а всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.

Наблюдайте. Только через наблюдение мы видим, как дети уже освоили навык. И здесь нужно иметь храбрость отойти на задний план в нужный момент. Не передержать, не допустить гиперопеки, а отойти.

Забудьте про идеальный вариант. Не стремитесь к нему, не мучайте себя и ребёнка. Не будут идеально стоять книги на полке, не будет идеально украшен пирог или подметён пол.

Этого ничего не должно быть. Должна быть совместная радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд.

Вам двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к формированию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.

Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей — это деятельность, предварительно продуманная взрослым. Предоставить возможность — это значит обеспечить доступ на уровне роста, соразмерность, чтобы тряпка , губка или мыло помещались в ладони.  Всё продумывается, но не объясняется, но показывается. И показывается столько раз, сколько нужно.

Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков, желательно ребёнка не поправлять и не корректировать. Кроме случаев, когда видите вред для ребёнка, окружающих людей или предметов — здесь мы вмешиваемся. А во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как ребёнок осваивает мир и пространство вокруг.

Статья подготовлена по материалам семинара Тамары Киселёвой, эксперта курса «Одеваюсь сам!»

Фото предоставлено ММЦ «Отрада»

Источник: https://mchildren.ru/razvitie-samostoyatelnosti-detej-do-3-let/

Как научить ребенка самостоятельности?

Как научить самостоятельности

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnos/

5 способов развить самостоятельность у ребенка

Как научить самостоятельности

Йогурты и творожки “Растишка” обогащены Ca и D3. 100 г йогурта или творожка обеспечивают 20-27% суточной потребности в кальции детей дошкольного и школьного возраста.

Новая коллекция магнитов! Соберите с ребенком всю коллекцию магнитов с героями мультсериала
“Щенячий патруль” и сложите пазл со всеми мегащенками! «Растишка» – «засыпательный» вкус.

Попробуй новинку! В его составе не только полезный кальций и витамин Д, но еще и экстракты ромашки и шиповника. Предложите малышу новинку

«Растишка», пусть это станет вашим ритуалом перед сном.

Что нужно делать, чтобы ребенок перестал держаться за мамину юбку и научился быть самостоятельным как можно раньше, рассказываем в нашей статье.

Никто не говорит, что опека и забота — это плохо. Все хорошо в меру. Воспитание самостоятельности у ребенка невозможно без определенной доли свободы. С маленького возраста нужно прививать детям умение планировать свои дела, нести ответственность за свои решения и поступки.

С точки зрения психологии:

  • развитие самостоятельности ведет к уверенности в себе,
  • вы показываете ребенку, что доверяете ему, уверены в его силах и способностях,
  • развивается эмоциональная сфера,
  • укрепляются взаимоотношения со взрослыми.

С точки зрения поведения:

  • ребенок, которому позволяют что-то делать самостоятельно, меньше капризничает и упрямится,
  • возможность почувствовать свою самостоятельность и автономию снижает вероятность кризисного поведения.

С точки зрения развития речи:

  • пока ребенок что-то делает самостоятельно, разговаривайте с ним, задавайте вопросы,
  • пусть малыш отвечает словами, выражением лица, жестами — как может.

С точки зрения моторики:

  • самостоятельные действия дают ребенку новый опыт,
  • развивается координация, малыш учится понимать, сколько силы нужно, чтобы, например, открыть крышку, отвинтить пробку, как сохранять баланс, обуваясь, какие действия произвести, чтобы завязать шнурки.

 1. Я начну  — ты закончи

Можно опробовать этот прием на примере одевания/раздевания. Расшнуруйте или расстегните малышу обувь, а снять ее он сможет уже сам. Помогите надеть кофту через голову, а просунуть руки в рукава он сможет сам и т.п.

www.modakids.com.ua

Хорошо работает и при кормлении. Начните кормить малыша с ложечки, а когда увидете, что он почти наелся, оставьте немного еды в тарелке и позвольте закончить трапезу самому. 

2. Ты начни — я закончу

Этот прием отлично работает, когда надо научить ребенка чистить зубы самостоятельно. Сначала дайте ему возможность самому попробовать, а затем завершите начатое по всем правилам.

3. Давай вместе

Этот способ вам пригодится для выполнения сложных дел или там, где требуется повышенное внимание и соблюдение техники безопасности. Например, на кухне или во время купания в ванной.

chips-journal.ru

Разрешите малышу помочь вам готовить. Пусть порежет мягкие овощи маленьким ножом, замесит тесто, перемешает ингредиенты для салата и др.

4. Я покажу, а ты повторишь

Малыши — те еще «повторяшки». Попросите, например, помочь достать белье из стиральной машины в тазик, развесить носочки на батарее.

kanal-o.ru

Научите самостоятельно расчесывать волосы и заплетать куклу. После тренировок «на кошках», можно доверить малышу и собственную прическу.

5. Сам выбирай

Право выбора — очень большая радость для малыша. Предложите выбрать, что надеть в садик, что купить в магазине, в чем пойти на прогулку.

nest.moscow

Малышу будет приятно, что вы с ним советуетесь, спрашиваете его мнение, поступаете так, как он вам «подсказал».

Советы, как вырастить самостоятельного ребенка

obraz.ca

  • Давайте ребенку как минимум 3 дела в день, которые он может выполнить сам. 
  • Показывайте пример выполнения, делайте часть работы вместе.
  • Будьте терпеливы, не спешите выполнять за ребенка то, что ему поручили.
  • Соблюдайте системность, придерживайтесь единых требований.
  • Разрешите ребенку совершать ошибки, без них он не сможет получить опыт.
  • Поощряйте за старения, больше хвалите за успехи.
  • Постепенно усложняйте домашние обязанности.

 Как приучить ребенка самостоятельно делать уроки

Многие родители жалуются, что выполнение школьных заданий «съедает» много времени. Приучайте ребенка с самостоятельности с самого начала, чтобы не мучится в дальнейшем. Он не должен ждать, пока мама или папа придут с работы, чтобы сесть с ним за уроки.

avatars.mds.yandex.net

В 1 классе ребенок вполне может самостоятельно выполнять задания 10-15 минут. Контроль и помощь конечно важны, но стоит с первых дней в школе делать упор на то, что учеба — зона ответственности ребенка.

Во 2 классе на самостоятельную работу достаточно выделять 20-25 минут, чтобы увидеть положительные результаты, в третьем можно увеличить и до получаса.

К концу начальной школы ученик может самостоятельно выполнять задание все 45 минут.

Ребенок должен осознавать, что учится он не для кого-то. Учеба важна для него самого. Учеба в школе — это как работа у взрослых, а домашние задания — неотъемлемая часть процесса обучения.

Совсем пусть все на самотек так же плохо, как и чрезмерно контролировать каждый чих, каждую поставленную запятую. Постоянный контроль превратит ребенка в безответственное существо, выполняющее распоряжения учителей и родителей, на корню убьет всякую инициативу.

В основе мотивации должна лежать природная любознательность, интерес, а не чьи-то пинки и понукания.

Дорогие родители, порой нам кажется, что наши дети еще такие маленькие, что ничего нельзя им доверить сделать самостоятельно. Это на самом деле не так. Позвольте малышам чуть-чуть больше, и вы удивитесь, на что они способны! 

Источник: http://rastishka.by/articles/5-sposobov-razvit-samostoyatelnost-u-rebenka/

Интересные факты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: