Как сделать деревянное колесо

Содержание
  1. Деревянное колесо своими руками
  2. Правила изготовления деревянных колес
  3. Процесс изготовления деревянного колеса
  4. Гнутье обода деревянного колеса
  5. Изготовление ступицы
  6. Сборка деревянного колеса
  7. Оковка деревянного колеса
  8. Как сделать колесо из дерева своими руками – Умный дачник
  9. Деревянное колесо своими руками: инструкции и пошаговое изготовление декоративных украшений сада
  10. Модель колеса без ступицы
  11. Изготовление обода
  12. Заменитель ступицы и спицы
  13. Крепление деталей
  14. Шлифовка и покраска
  15. Конструкция со ступицей
  16. Ступица
  17. Спицы
  18. Изготовление косяков
  19. Предварительное тестирование
  20. Крепление
  21. Окончательная обработка
  22. Фото деревянных колес своими руками
  23. Мастерим деревянное колесо своими руками
  24. Инструмент и материал для изготовления колеса
  25. Чертеж деревянного колеса
  26. Этапы изготовления колеса своими руками
  27. Изготавливаем спицы
  28. Изготовление деревянного колеса
  29. Правила производства деревянных колес
  30. Обработка ступицы
  31. Обработка спиц
  32. Деревянное колесо сборка
  33. Декоративная телега своими руками: как сделать деревянные колеса?
  34. Виды и размеры
  35. Делаем своими руками
  36. Сборка колес
  37. Кузов
  38. Постановка на колеса
  39. Декор садового участка

Деревянное колесо своими руками

Как сделать деревянное колесо

Цивилизация уже давно проникла и в наши деревни и села, и все реже встретишь на сельских дорогах телегу с деревянными колесами. Но все древнее мастерство изготовления деревянных колес не угасло, и в некоторых случаях такие деревянные изделия пользуются большим спросом.

Во-первых, сейчас часто деревянные колеса используются в декоративных целях, а во-вторых, есть еще хозяева, которые отдают предпочтения именно колесам из дерева.

Сейчас чаще к телегам цепляют колеса с шинами – ехать так комфортнее, меньше трясет на ухабах, но для лошади гораздо проще тянуть телегу на деревянных колесах, они легче по ходу и грязь к ним меньше пристает.

Технология изготовления колеса может пригодиться для тачки, телеги или другого устройства с вращающимися элементами конструкции.

Правила изготовления деревянных колес

Ранее деревянные колеса изготавливались согласно ГОСТа, который жестко ограничивал размеры: наружные диаметры колес для одноконных телег должны были иметь диаметр 630 и 720 мм передних колес и 900 задних, а для пароконных повозок передние диаметры были 900 мм, а задние – 1080 мм.

Деревянное колесо, которое чаще всего использовалось для гужевых повозок, состояло из цельногнутого обода или было цельноободным (из единого деревянного бруска). Также встречались собранные из секций (косяковые) колеса и колеса с цельнодеревянными спицами и ступицей. Иногда деревянные колеса укрепляли металлическими поковками.

Процесс изготовления деревянного колеса

Изготовление деревянных колес состоит из следующих этапов: подготовки заготовок, обработки, сборки и оковки колес.

В качестве заготовки для колеса обычно мастера используют кленовую древесину. Раньше дерево рубили, нарезали на чурбаки по 30 сантиметров и больше (до двух метров), а потом заготовки сохли до нужной кондиции. Далее их кололи топорами на косяки или пилили двуручной пилой.

Гнутье обода деревянного колеса

Заготовки распаривали и изгибали на круге: один конец деревянной заготовки закрепляли вместе с железным ободом в специальной выемке между упором и кругом, а за второй конец двое мастеров с силой жали руками. После того, как закрепленный конец немного сгибался, свободный конец закрепляли цепью или тросом с жердью и продолжали сгибать заготовку.

Конец заготовки окончательно догибали ручным воротом, а затем концы обода связывали лыком или проволокой и оставляли на круге на пол часа для остывания.
В этом процессе обычно участвовало 3 работника – двое гнули обод, а третий следил за правильным сгибанием заготовки на круге. За одну смену при определенной сноровке удавалось согнуть 40-45 ободов.

Готовые ободы сортировали и укладывали под навесом один на другой по 20 штук.
Затем обод обрабатывали рубанком для придания гладкости, а на вогнутой его стороне просверливали гнезда.

Изготовление ступицы

Ступица является центральной частью колеса, которая через спицы соединяется с ободом. По стандарту ее длина равна 280 мм, а диаметры 190 и 167 мм.

В старину ступицы обрабатывали в ножных самодельных токарных приспособлениях. Одной ногой рабочий качал маятник, и заготовка вращалась на скорости 30-40 оборотов в минуту.

В качестве резца использовали длинное приспособление в виде лопатки, которое обрезало распаренное дерево.

Для ступиц использовали заготовки из твердых лиственных пород диаметром 20-25 см. Деревянные полена распиливали на отрезки по длине ступицы. Диаметр заготовки мог быть от 200 до 250 мм с шагом в 10 мм. Заготовки до 210 мм шли на ступицы диаметром 167 мм, а остальные размеры были для ступиц с диаметром 190 мм.

Предварительно ступицы обрабатывались топором, а потом их дорабатывали на токарных станках. Затем в центре в продольном направлении сверлили отверстие для оси повозки, а в утолщении посредине делали гнезда для спиц в количестве 10-11 штук для переднего колеса или 11-12 шт. для заднего колеса. Места гнезд размечали по шаблону.

Затем на ступицу надевали 4 металлических обруча: на утолщенные конец и на более тонкий.

Делались спицы из твердой лиственной древесины. Заготовки пилили на чурбаки нужной длины, строгали или обтесывали топором. Заготовки спиц по стандартам имели размеры: толщину 45 мм, ширину 65 мм и длину 320, 360, 450 и 540 мм.
Спицы крепятся одной стороной в гнездах ступицы, а второй в ободе.

Часть спицы, закрепляемая в ободе, называется застригом, а в ступице – всадом. Шипы спиц надо делать такими, чтобы их концы не доходили до до внешней поверхности обода на пару миллиметров, а до втулки ступицы на 12-13 мм. У всада спица должна быть толще, поскольку здесь возникают наибольшие усилия.

Бесспорно, болезнь лучше предупредить, чем впоследствии лечить осложнения, вызванные заболеванием.

Размеры спиц:

  1. Возле заделки в обод – не меньше 50 мм
  2. Возле заделки в ступицу – не меньше 55 мм
  3. Диаметр шипа в ободе – не менее 24 мм
  4. Толщина шипа в ступице – не меньше 17 мм
  5. Сечение по средней части на малой оси – не меньше 35 мм

Размеры и форму спиц проверяли специальным шаблоном.

Сборка деревянного колеса

  • Сначала собирали репья (это названием ступицы с закрепленными спицами) и забивали спицы в гнезда ступицы
  • Затем размечали место зарезки верхнего шипа и длину спицы.
  • Каждую спицу обрезали до нужной длины и зарезали шип с помощью лучковой пилы.
  • Завершали работу насадкой обода на специальных верстаках — колеснях.

Он представлял собой стол с крышкой, в которой вырезано кругло отверстие с железной окантовкой.

Отверстие было соединено с продольным вырезом в крышке стола – туда вставляли несколько прокладок из дерева. Ступицу со спицами укладывали на это приспособление так, чтобы сама ступица находилась в круглом отверстии, а одна из спиц – над прорезью в крышке.

Затем на репей накладывали обод, причем так, чтобы одно из его гнезд находилось напротив спины, расположенной над продольной прорезью в столе. Между прокладками забивали деревянные клинья и насаживали гнездо обода на шип спины.

Потом колесо поворачивали так, чтобы следующая спица оказывалась над прорезью и гнездо обода насаживали на ее шип.

Оковка деревянного колеса

Для большей крепости и надежности колеса, его внешнюю сторону обхватывали металлической полоской шириной 45-60 мм и толщиной 8-12 мм. Эту шину закрепляли на ободе в 3-4 местах болтами. Для того, чтобы обод не растрескивался, его боковые стороны спиц проклепывали – сверлили отверстие в ступице и забивали туда бронзовую или чугунную втулку.

Оценить способ изготовления:

(1 5,00 из 5)
Загрузка… Дизайн «хрущевки»: перспективно или нет? 29 мая 2020 (0 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Покупка просторного элитного жилья доступна не всем. Что делать, если вам досталась типовая «хрущевка», но не хочется жить в «бабушкином» интерьере? Сделать…

Лучшие советы по дизайну L-образной кухни 13 мая 2020 (0 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Люди, которые, влюблены в жилые апартаменты в стиле лофт, начинают отворачиваться от традиционной отдельной столовой, популярность Г-образных кухонь открытой…

Акриловый вкладыш в ванну 4 мая 2020 (0 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

В конце долгого дня хорошая, расслабляющая ванна может стать одним из лучших способов побаловать себя, но если ваша ванна старая и ржавая, она может не дать такого…

Как выбрать межкомнатные двери 9 апреля 2020 (0 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Замена дверей может существенно повлиять на внешний вид вашего дома, а правильный выбор дверей и дверной фурнитуры для вашего интерьера произведет неизгладимое…

Какой натяжной потолок выбрать? 7 апреля 2020 (0 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Есть много преимуществ для натяжных потолков, но два из наиболее привлекательных должны быть их универсальность и оригинальность. Эти аспекты делают их…

3 апреля 2020 (0 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Потолочный профиль применяется в каждой конструкции. Он делает конструкцию жесткой, прочной, качественно сделанной. Обладает такими свойствами: Оцинковка….

Семь элементов дизайна интерьера 2 апреля 2020 (0 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Хотя обычному домовладельцу может показаться утомительным использование всех перечисленных ниже элементов, дизайнеры интерьера могут объединить все элементы…

27 марта 2020 (0 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Ревизионные люки часто используются в ванных комнатах и туалетах, когда необходимо спрятать сантехнику и оборудование. Кроме того, когда необходимо разместить…

Источник: http://sdelai-sam.pp.ua/?p=10720

Как сделать колесо из дерева своими руками – Умный дачник

Как сделать деревянное колесо

Цивилизация уже давно проникла и в наши деревни и села, и все реже встретишь на сельских дорогах телегу с деревянными колесами. Но все древнее мастерство изготовления деревянных колес не угасло, и в некоторых случаях такие деревянные изделия пользуются большим спросом.

Во-первых, сейчас часто деревянные колеса используются в декоративных целях, а во-вторых, есть еще хозяева, которые отдают предпочтения именно колесам из дерева.

Сейчас чаще к телегам цепляют колеса с шинами – ехать так комфортнее, меньше трясет на ухабах, но для лошади гораздо проще тянуть телегу на деревянных колесах, они легче по ходу и грязь к ним меньше пристает.

Технология изготовления колеса может пригодиться для тачки, телеги или другого устройства с вращающимися элементами конструкции.

Деревянное колесо своими руками: инструкции и пошаговое изготовление декоративных украшений сада

Как сделать деревянное колесо

Владельцы загородных домов и дач стремятся оригинально декорировать свой участок. Одним из способов является создание деревенского интерьера с телегой или деревянным колесом у дома. Найти оригинальное изделие не так уж просто, поэтому выходом станет самостоятельное изготовление колеса.

Модель колеса без ступицы

На первом этапе работы необходимо на миллиметровой бумаге изобразить чертеж будущей конструкции колеса. На его основе и с помощью инструкции, как сделать деревянное колесо своими руками, должны проводиться все манипуляции.

Изготовление обода

По чертежу с диаметром колеса 700 мм следует изготовить 4 лекала для последующего вытачивания элементов обода.

По лекалам переносится рисунок на деревянную заготовку и выпиливаются электролобзиком 4 дуги заданного размера. Когда эти элементы будут готовы, их необходимо скрепить между собой при помощи клея ПВА.

Для прочности фиксации используют дополнительно металлический профиль или маячки, которые затем надо будет снять.

Заменитель ступицы и спицы

Чтобы уменьшить трудозатраты при изготовлении ступицы, рекомендуется изготовить два круга с диаметром до 100 мм:

  • из деревянной доски толщиной 30 мм;
  • из бруса толщиной 55-60 мм.

Далее изготавливаются 8 спиц, длина которых зависит от диаметра самого колеса. Форма сечения может быть разной – квадратная, круглая или прямоугольная.

Когда клей на ободе полностью высохнет, необходимо с внутренней стороны обустроить гнезда для спиц. Размер должен соответствовать сечению. При этом желательно, чтобы спица вставлялась не слишком легко, а требовались удары киянкой.

Гнезда изготавливаются при помощи киянки со стамеской. Применение перьевого сверла или фрезы с насадкой существенно облегчит работу.

Крепление деталей

Изготовленные посадочные гнезда обрабатываются клеем и в них вбиваются планки спиц. При правильном закреплении все они сходятся в центре.

Возможно появление зазоров между ними вследствие погрешностей в работе. Чтобы их устранить, изготавливаются колышки нужных размеров и крепятся в центре в промежутках между спицами при помощи ПВА.

В центр обода с двух сторон к спицам приклеиваются изготовленные ранее круги, которые будут имитировать ступицу. Один из них, крепящийся с внутренней стороны колеса, можно зафиксировать саморезами к спицам. Так будет обеспечена большая прочность конструкции. В центре целесообразно сделать декоративное отверстие, как в ступице.

Шлифовка и покраска

Придают поверхности колеса гладкость и устраняют недостатки при помощи шлифовальной машины, а в труднодоступных местах – наждачкой. Для облегчения работ некоторые детали шлифовать можно еще до сборки, например спицы.

Конструкцию желательно обработать морилкой, выбрав состав по наиболее устраивающему вас цвету. Это средство будет служить защитой для древесины. На последнем этапе колесо покрывают лаком.

Конструкция со ступицей

Независимо от модели колеса, приступать к работе нужно, начертив макет конструкции на бумаге и выверив все размеры. Например, можно ориентироваться на диаметр 600 мм.

Ступица

Изготовить эту деталь можно на токарном станке. Для этого следует подготовить заготовку сечением 100х100 мм и длиной 600 мм. Из нее должно получиться 6 деталей с круглым сечением, похожих на шайбу. Диаметр таких болванок 90-95 мм. Внутри каждой детали просверливается отверстие с диаметром 50 мм.

Спицы

Для колеса диаметром 60 мм с заданной шириной обода необходимо будет изготовить 8 спиц длиной около 190 мм. Для этого берутся бруски 50х50 мм длиной 230 мм. Разница в длине по 20 мм с обеих сторон необходима для обустройства шкантов, обеспечивающих крепление на ступицу и обод. Каждую деталь аккуратно обрабатывают рубанком, как это видно на фото деревянного колеса.

Чтобы оформить шканты, потребуется с обоих краев отметить расстояние 20 мм от края и пропилить на глубину 15 мм. При помощи ножа лишняя древесина удаляется, а шкантам придается цилиндрическая форма.

Закрепив спицы струбциной на верстаке или табуретке, фрезерным устройством срезают края заготовки. В результате все восемь деталей становятся более округлыми.

Изготовление косяков

Чтобы соорудить круг колеса, необходимо выпилить восемь дугообразных заготовок – косяки. Для этого по чертежу делается макет из бумаги, а затем он переносится на заготовку.

По отметкам выпиливаются детали, которые должны быть равными по форме и размеру. В нижней их части (внутренней поверхности будущего колеса) в центре высверливаются гнезда для спиц. Диаметр и глубина отверстий по 20 мм.

Гнезда должны находиться в точке пересечения диагоналей.

На ступице проделывают аналогичные гнезда по отметкам с использованием транспортира. Их число должно совпадать, а размер также равен 20 мм.

Предварительное тестирование

Конструкция колеса собирается без использования клея. Все детали прикладываются друг к другу согласно чертежу. Спицы, косяки можно менять местами, стремясь добиться наибольшего соответствия и прилегания деталей.

При необходимости можно дополнительно их обработать. Добившись нужной точности, пронумеруйте детали.

Крепление

Соединять конструктивные детали друг с другом рекомендуется мебельным клеем или ПВА. Для большей прочности косяки скрепятся шкантами мебельного типа. Их вставляют в предварительно высверленные отверстия в боковых сторонах косяков. Иногда после полного завершения сборки выявляются неточности и зазоры. Их закрывают при помощи клина-вставки.

Окончательная обработка

Собранное колесо шлифуется, стыки закрываются герметиком. Затем следует поверхность обработать морилкой и вскрыть лаком. Конструкции надо дать высохнуть, а затем установить в нужном месте на территории загородного участка. В целях декорирования можно изготовить несколько колес, создав композицию.

Фото деревянных колес своими руками

Источник: https://clubsamodelok.ru/derevyannoe-koleso-svoimi-rukami/

Мастерим деревянное колесо своими руками

Как сделать деревянное колесо

Сегодня будем мастерить деревянное колесо своими руками, кстати, это колесо вполне сгодится, как и для интерьера дачи или дома, так и для функционального колеса от телеги или гужевой повозки, принцип работы будет примерно одинаков.

Инструмент и материал для изготовления колеса

Инструмент: — Шуруповерт или фигурная отвертка — Строительная рулетка (метр) — Циркулярная пила, или электролобзик, или ножовка по дереву — Строительный уголок 90 градусов — Карандаш или шариковая ручка

— Транспортир, обычный школьный

Материал: — Деревянный брус — Фанера пол листа

— Белые саморезы по дереву

Как вы наверное поняли в инструменте вы можете использовать, в идеале циркулярную пилу, если нет, то электролобзик, ну а если и его нет, то можете воспользоваться и ножовкой по дереву, будет долго, но возможно.

Чертеж деревянного колеса

Надеюсь по чертежу у вас не возникнет вопросов, по периметру все бруски ровняются 37 см., а внутренние спицы колеса ровняются 39 см. По ходу сборки может быть придётся спицы немного укоротить, но не факт.

Этапы изготовления колеса своими руками

Первый этап
Итак, первым этапом будет приобретение необходимого бруса, есть два варианта, либо вы покупаете уже готовый брус необходимого размера, либо обрабатываете брус на циркулярке. В нашем случае приобретен уже готовый брус размером 3 метра длинна, 9 см. ширина и 4.5 см.

толщина, этого бруса при правильной раскройке хватит, аж на два колеса. 

Второй этап
Вторым этапом будет изготовление заготовок на корпус колеса и спицы, начнем с корпуса, всего нужно 8 заготовок, их надо подогнать под размер — 37 см. длинна, 4 см. ширина и 2 см.

толщина, особое внимание уделите торцовке (отпиливание) длинны, они должны быть идеальны, иначе будущая конструкция просто не сойдется вместе. 

Изготавливаем спицы

Теперь надо изготовить спицы, их как вы уже поняли тоже должно быть 8 штук, только размер немного отличается — 39 см. длинна, 2 см. ширина и 2 см. толщина. В спицах можно сделать одну хитрость, так как они у нас будут смыкаться и соединяться в одно целое, а потом центроваться, то можно четыре спицы отрезать по 39 см., а остальные четыре по 37 см.

так будет легче соединять.
Сейчас нам надо отрезать торцы корпуса для дальнейшей стыковки, на этом этапе будьте внимательны. Возьмите одну заготовку и с одного торца поставьте отметку ровно на 1.7 см. (17 мм.) 
Ту же процедуру проделайте с другой стороны заготовки и проведите линию от поставленной отметки к углу, должно получиться как на фото.

 
По отмеченной линии аккуратно отрежьте углы, только не торопитесь, от этих спилов зависит, то на сколько ровно будут прилегать друг к другу заготовки.

 

Изготавливаем крепежные детали
Все обработанные детали пока откладываем в сторонку и приступаем к изготовлению крепежных деталей, материал в нашем случае будет фанерный лист, но вы можете использовать и остатки от деревянного бруса.

Всего нужно сделать 8 деталей для крепежа корпуса, 8 деталей для спиц колеса и одну деталь центровку (крепеж для спиц в центре). Размер детали крепежа корпуса — внешние стороны по 7 см., а внутренние стороны по 5 см., а угол спила ровно 45 градусов. Размер детали крепежа спиц 8 см. длинна, 2.5 см. ширина, смотрите на фото, что у вас должно получиться.

 
Центровку для спиц мы будем делать обрисовав банку шпатлевки по кругу. 
Отрезаем электролобзиком по кругу, получается вот такая прелесть.

 

Собираем корпус и спицы
Сейчас нам надо вернутся к деталям корпуса, подготовьте ровную поверхность и приложите все детали друг к другу, угол к углу, если вы сделали все правильно, то у вас должна получится вот такая окантовка колеса. 
Если все сошлось, то берем крепежные заготовки для корпуса и прикручиваем их белыми саморезами.

 
Прикручиваем по всему периметру поочередно, лучше по часовой стрелке, чтобы не запутаться. 
Делим каждую деталь корпуса пополам и прикладываем к середине спицы, должно получится так. 
Крепим спицы крепежными заготовками. 
Ну и последним штрихом будет закрутить центровку к спицам, тем самым закрепив всю конструкцию в целом.  Надеемся, что вам не сложно было смастерить деревянное колесо своими руками по данной инструкции. Обработать готовую поверхность можно лаком, краской, морилкой, воском или любым другим по вашему желанию способом.

Фотография готового изделия
А теперь можно и полюбоваться итоговым фото захватив вид сверху. 

Источник: https://svoimi-ru4kami.ru/masterim-derevyannoe-koleso-svoimi-rukami

Изготовление деревянного колеса

Как сделать деревянное колесо

Долгое время в нашей стране пострадавшей от многочисленных воин, не было и малейшего благополучия. Большинство населения жило за гранью бедности, и если в 20-30 годы в Европе и Америке по улицам городов рассекали сотни автомобилей. То в тоже время в России конь и телега были единственным средством для перевозок, для 90 процентов населения.

Изучая старую советскую литературу, шестидесятых годов, нет да и встретишь какую нибудь статью. О том, как правильно и важно делать качественные деревянные колеса.

В послевоенное время существовал даже ГОСТ 705—41 которым были установлены основные правила и размерные, советы, как сделать деревянное колесо.

Правила производства деревянных колес

ГОСТ, надо признать был жесткий, четко ограничивал следующие размеры: наружные (включая толщину шины) диаметры колес для одноконных повозок: передних 630 и 720 мм, задних — 900 мм; для пароконных: передних 900 мм и задних 1080 мм.

Деревянное колесо для телеги, предназначено было как правило для гужевых повозок. И состояло оно из обода цельногнутого, цельноободного (обод изготовлен из одного деревянного бруска). Или собранного из секций так называемые косяковые (колеса у которых обод состоит из нескольких частей — косяков). А также цельнодеревянных спиц и ступицы, с бронзовой втулкой, для ходимости.

Кроме того деревянное колесо для телеги гужевого транспорта, для придания прочности наши мастера, укрепляли своими руками металлическими поковками.

По всей стране колеса изготавливались в простейших колесных мастерских. Где трудилось как правило три четыре человека.

Процесс изготовления, деревянных колес состоит из следующих операций: подготовки заготовок и их обработки, сборки и оковки колеса.

Заготовкой для колеса, в московской губернии, как правило служил взрослый за 70 лет плотный клен. Дерево валили, затем нарезали на чурбаки длинной от 30 сантиметров до 2 метров. В таком виде заготовкам давали просохнуть, после кололи топором на косяки или разрезали двуручной пилой.

Обработка ступицы

Каждое деревянное колесо для телеги имело ступицу. Ступица это — центральная часть колеса, соединяющаяся посредством спиц с ободом. Длина ее 280 мм, диаметр 167 и 190 мм как показано на чертеже ниже.

Обрабатывали ступицы в ножных самодельных токарных станках. Происходило это весьма эффектно: одной ногой рабочий ремесленник постоянно качать маятник, в это время, заготовка вращалась со скоростью 30 – 40 оборотов в минуту. А резцом, служило длинное приспособление в форме лопатки, которое, обрезало разваренное дерево, будущей ступицы деревянного колеса.

Изготавливали ступицы, из кряжей твердых лиственных пород диаметром 20—26 см. Кряжи распиливают на отрезки длиной, равной длине ступицы. Диаметр заготовок от 200 до 250 мм с градацией через 10 мм.

Заготовки диаметром 200 и 210 мм предназначались для ступиц диаметром 167 мм, остальные — для ступиц диаметром 190 мм.

Заготовки сначала грубо отесывали топором, затем окончательно обрабатывали на токарных станках.

После обточки ступицы, в центре по продольной оси просверливали отверстие, для надевания на ось повозки. А в средней, утолщенной, части долбили по окружности гнезда для спиц: 10—11 шт. для переднего колеса, 11—12 шт. для заднего. Гнезда предварительно намечали циркулем или при помощи металлического шаблона с отверстиями.

После этого, на ступицу деревянного колеса, насаживали четыре металлических обруча (кольца): один на утолщенный конец, другой на более тонкий.

Обработка спиц

Спицы закрепляли одним концом в гнездах ступицы, другим — в гнездах обода. Конец спицы, укрепленный в ступице, называют всадом, конец, укрепленный в ободе, — застригом (круглый шип). Шипы спиц изготовляли такой длины, чтобы концы их не доходили до втулки ступицы на 12—13 мм, а в ободе — до его внешней поверхности (подшинной части) на 2—3 мм.

При работе колеса, наибольшие усилия возникают в части спицы, расположенной у ступицы, поэтому у всада спицу делают толще.

Нормальные размеры спицы: ширина у места заделки в ступицу — не менее 55 мм, у места заделки в обод — не менее 50 мм, толщина шипа, заделываемого в ступицу, не менее 17 мм, диаметр шипа, заделываемого в обод, — не менее 24 мм, сечение в средней части по малой оси — не менее 35 мм.

Изготовляли спицы, из твердых лиственных пород, путем раскалывания или распиливания кряжей. Пиленые заготовки строгали, колотые сначала обтесывали топором, затем строгали. Размеры и формы спиц проверяли по шаблону.

Заготовки для спиц деревянного колеса, одноконных и пароконных повозок имеют следующие размеры: длина 320, 360, 450 и 540 мм, толщина 45 мм, ширина 65 мм.

Деревянное колесо сборка

Первой операцией при сборке колеса, является сборка репья, забивка спиц в гнезда ступицы (репьем называется ступица с закрепленными в ней спицами). После сборки репья, размечают длину спицы и место зарезки верхнего круглого шипа. Каждой спице, торцовкой придают нужную длину, затем зарезают шип лучковой пилой.

Последней операцией является насадка обода, которая в мастерских производилась в особых верстаках – колеснях как на следующем чертеже.

Колесня представляет собой стол, в крышке которого вырезано круглое отверстие, окованное полосовым железом. Отверстие сообщается с продольной прорезью, вырезанной в крышке стола, в которую вставляется несколько деревянных прокладок.

Репей укладывают в колесню таким образом, чтобы ступица находилась в круглом отверстии крышки стола, а одна из спиц была расположена над продольной прорезью. На репей накладывают обод, одно из гнезд которого должно находиться против спины, расположенной над прорезью стола.

Забивая между прокладками деревянные клинья, насаживали гнездо обода на шип спины.

Закончив эту операцию, репей с ободом поворачивали до момента, когда следующая спица окажется над прорезью крышки стола, насаживают гнездо обода на ее шип и. т. д.

Декоративная телега своими руками: как сделать деревянные колеса?

Как сделать деревянное колесо

Русские традиции подразумевают нарядный декор на садовом участке. Поэтому для садоводов так важно соорудить своими руками яркий эксцентричный дизайн для своей дачи.

Виды и размеры

Декоративные телеги отлично гармонируют с ландшафтной стилистикой дачи. При украшении участка телегой, стоит подобрать такие габариты повозки, чтобы она вписывалась в садовый колорит.

Телеги для сада декоративного предназначения имеют следующие видовые особенности:

  • маленькие габариты, имеющие длину до 1 м. Этот декоративный возок идеален для украшения цветами маленьких участков. Его устанавливают своими руками около небольшого садового домика;
  • средние размерные параметры с длиной до 2,5 м. Телега имеет от 2-х до 4-х колес и может использоваться для декорирования придомового ландшафта цветами. Иногда телегу размещают недалеко от забора;
  • крупногабаритную форму с длиной более 3 м. Для изготовления громоздкой телеги требуются точные чертежи, чтобы все декоративные элементы повозки смотрелись целостно. Устанавливают огромные телеги исключительно на обширном ландшафтном участке сада.

Делаем своими руками

Для изготовления декоративной телеги необходим качественный чертеж и функциональные инструменты. Все детали будущей деревянной телеги должны иметь правильное размерное соотношение.

Сборка колес

Эффективная сборка колес декоративной телеги подразумевает их изготовление по намеченным чертежам.

Смастерить самодельное деревянное колесо просто, если подготовить круглую поделку из фанеры и по центру высверлить отверстие для будущей оси телеги. Или изготовить 2 деревянных полукруглых элемента и совместить их.

Самой красивой вариацией считаются декоративные колеса, оборудованные спицами. Для изготовления деревянных деталей на фанерном листе отмечают будущие габариты колеса. Середину поделки помечают карандашом и забивают в нее гвоздь.

После находят тонкую деревянную рейку, которая по длине не уступает радиусу заготовки, и проделывают в ней 2 просеки. В центральную просеку, диаметром 5 мм вставляется гвоздь, а во вторую, диаметром 8 мм, — карандаш. Закрепленным на рейке карандашом вычерчивают окружность так, чтобы колесо от телеги получилось натурального диаметра. Окружность разделяют на 8 сегментов.

На изготовление обода надо подобрать деревянные брусочки, которые располагают по окружности. Их соединяют торцами друг с другом по форме колеса. Чтобы создать гладкий переход, можно подпилить размещенные на фанерном листе брусочки.

При изготовлении оси для телеги должен использоваться толстый брусочек, на котором вычерчивают круг и выпиливают поделку оси. Теперь подбирают материал для спиц колеса. Спицы легки в изготовлении, но их можно приобрести в строительном универмаге. По длине самодельные спицы должны совпадать с диаметром между ободом и осью колеса от телеги.

Спицы устанавливают в заготовленные отверстия, диаметром равным диаметру черенков. Черенки плотно соединяют с отверстиями и размещают на равных расстояниях.

После изготовления осуществляется сборка колеса:

  • черенки для спиц размещают одним краем в высверленные прорехи в оси;
  • другим краем спицы вкладывают в прорехи обода;
  • сегменты обода колеса смазываются клеем, состыковываются и стягиваются плотным ремнем;
  • на колесо телеги накладывают пресс, чтобы клей не разъехался.

После просушки колеса сложные элементы зачищают наждаком.

Кузов

В вопросе — как сделать тележку максимально оригинальной своими силами, немаловажную роль играет создание декоративного кузова. Здесь требуется правильно построить брусочки для обустройства каркаса телеги и уложить доски для корпуса.

Для изготовления декоративного каркаса брички необходим сложный чертеж. После его создания занимаются размещением дна телеги. Оно формируется из красивых досок, которые закрепляются брусочками с диаметром 0,5 на 0,5 см. Брусочки размещают плотно друг к другу и соединяют крепежными деталями. Чтобы построить самодельный декоративный каркас телеги, может использоваться клей.

После декоративную заготовку устанавливают на ровный участок сада и обшивают досками красивых цветов. Для старинного дизайна будущей телеги может использоваться лаковое покрытие.

Постановка на колеса

Чтобы поставить декоративный возок на колеса, надо использовать черенки от садового инструментария. Черенки отлично садятся на оси, если их распилить на несколько декоративных деталей.

Чтобы колеса брички держали равновесие, можно использовать длинные деревянные чурки, которые прибивают по бокам повозки. На полученные чурки размещают колеса так, чтобы они оказались четко по бокам стоговоза.

Чем больше колес у стоговоза, тем прочнее устанавливают чурки. Если размещенные элементы оси телеги расшатались, то их дополнительно закрепляют клеевым составом.

Декор садового участка

Как сделать тележку главным элементом ландшафтного пространства на даче?

Красивой вариацией дизайна телеги будет служить клумба, созданная из старинной тачки:

  • на кузов устанавливаются декоративные ящики, в которые засыпается земля из сада, и в ней размещаются оригинальные растения;
  • ящики могут быть самодельными, которые соединяют из старой древесины;
  • созданную клумбу можно накренить, и цветы будут красиво ниспадать с декоративной тачки в сад.

Вместо ящиков можно приобрести красивые горшки, которые размещают по периметру декоративной повозки. В горшки можно высадить как привычные сорта растений, так и экзотические оригинальные цветы.

Если хочется оформить телегу на участке в сложном русском дизайне, то используют самобытные элементы в виде дров, деталей из сада, старинных скатертей с цветами.

Источник: https://gardenerschool.ru/dekorativnye-elementy/dekorativnaya-telega-dlya-dekora-sada.html

Интересные факты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: