Китайский сад: философия и типы садов

Содержание
  1. Садово-парковое искусство Китая
  2. Классические китайские сады и парки
  3. Легенды божественных садов
  4. Зарождение традиций садово-паркового искусства
  5. Садово-парковое искусство периодов правления династий Вэй и Цзинь
  6. Частные сады династий Тан и Сун
  7. Зрелые периоды садово-паркового ландшафта династий Мин и Цин
  8. Четыре стихии садово-паркового искусства Китая
  9. Символизм растений китайского сада
  10. Уникальность садово-паркового искусства Китая
  11. Китайский стиль в ландшафтном дизайне
  12. Философия фэн-шуй
  13. Концепция китайского стиля в ландшафтном дизайне
  14. Особенности обустройства
  15. Какие ландшафтные композиции используются
  16. Планирование участка
  17. Традиционные элементы
  18. Какие растения используются для оформления
  19. Ландшафтный дизайн в китайском стиле в СПб
  20. Стиль китайского сада
  21. История китайского сада
  22. Дизайн китайского сада  
  23. Архитектура сада
  24. Сад Камней и горы
  25. Вода
  26. Растения
  27. Заимствующий пейзаж (Цзецзин)
  28. Скрыть и удивить
  29. Философия сада
  30. Влияние сада на мир
  31. Традиционный китайский сад: описание, виды и особенности
  32. История создания
  33. Виды
  34. Описание
  35. Особенности
  36. Естественность
  37. Принцип заимствования в пейзаже
  38. Символичность
  39. Камни
  40. Цветы
  41. Деревья
  42. Постройки
  43. Сад в китайском стиле: ландшафтное воплощение философии Востока
  44. Философия в устройстве зеленой зоны
  45. Концепция настроения
  46. Типичные элементы сада
  47. Выбор растений
  48. Китайская беседка (видео)
  49. Решения для сада в стиле Поднебесной

Садово-парковое искусство Китая

Китайский сад: философия и типы садов

Китай является самой древней цивилизацией в мире, с культурным и историческим наследием, уходящим вглубь веков на пять тысяч лет. Китайские сады и парки впечатляют своей долгой историей и архитектурными стилями. Китай — большая страна.

 Настолько большая, что на ее территории можно встретить практически все разновидности природных ландшафтов. Здесь находятся одни из самых высоких гор в мире, длинные реки и жаркие пустыни, множество пастбищ, небольшие участки горно-тундровых лесов и оазисы тропических лесов.

Большинство людей, тем не менее, живут в низинных районах юго-востока Китая в пригодных для сельского хозяйства местах.

Китайцы считают сады и парки одним из направлений искусства. Планируя ландшафтные работы, они желают достичь абсолютной гармонии, классических пропорций и баланса.

Искусство китайского сада тесно связано с пейзажной живописью, которая является не буквальной имитацией природного ландшафта, а квинтэссенцией сути и духа.

Это своего рода пейзаж, написанный в трех измерениях и созданный человеческой рукой как подражание божественному творению.

Только после понимания исторического процесса социального развития Китая и культуры страны в целом можно сформулировать художественные идеи и концепцию дизайна сада или парка в особенном национальном стиле.

Классические китайские сады и парки

Классические китайские сады и парки сочетают национальную архитектуру с живописью, каллиграфией, поэзией, резьбой, архитектурой, разнообразной флорой и элементами неживой природы, представленной живописными ландшафтами и практичными функциональными постройками. Они предполагают наличие естественного ландшафта, чтобы посетитель смог в полной мере ощутить единение и гармонию с природой.

Китайские сады обычно состоят из пагод, павильонов, террас, беседок, разнообразного рельефа с непременным наличием пруда или озера, дополненного мостами.

Многообразие приемов ландшафтного дизайна, накопленных с древних времён, делают обстановку уникальной и неповторимой, в зависимости от ракурса, с которого человек знакомится с предложенным ландшафтным решением.

В этом заключается невероятная художественная привлекательность китайских садов.

Классические китайские сады и парки подразделяются на две группы: императорские и частные. Императорские парки построены с размахом, занимают большую территорию.

К наиболее известным стоит отнести: парк Летнего дворца, который находится в 15 километрах к северо-западу от Пекина; парк Чэнду в провинции Хэбэй, занимающий площадь 564 гектара, что в два раза больше площади Летнего дворца; парк Бэйхай;  парк Чжуннаньхай к западу от Запретного города.

Чэнду в провинции Хэбэй состоит из двух частей: дворцовой площади и живописного парка, в котором располагаются озеро, равнины и холмистые местности. Площадь озера занимает 58 гектаров.

Островки, мосты и запруды делят водоем на несколько частей различных форм и размеров. В парке есть и горячие источники, и каскады водопадов, и ручьи. Недаром этот парк был излюбленным местом отдыха императоров династии Цин и их семей.

Парк был разбит по образцу южных садов и построен по приказу императора Цянь-луна, который правил с 1737 по 1795 год.

Легенды божественных садов

Китайское садово-парковое искусство имеет долгую историю. Уже в одиннадцатом веке до нашей эры во времена династии Западная Чжоу были места, в которых императоры и благородные люди могли охотиться и отдыхать.

Согласно легенде, дошедшей до наших времен, великий император, основатель династии Цинь Ши Хуанди был одержим поисками эликсира вечной жизни. Он снарядил экспедицию в Гималаи, чтобы найти горную вершину, на которой обитают мифические бессмертные.

Бессмертные не были найдены, но идея создания имитации мест их обитания нашла свою реализацию в эпоху правления династии Хань. Сад для отдыха мог стоить значительных людских и материальных ресурсов. После того, как было завоевано шесть других царств, появился сад на южном берегу реки Вэй.

  Император Хань Уди, родившийся в 156 году до нашей эры, во время своего правления разбил около императорского дворца озерно-островной сад с тремя прудами, посреди которых возвышались рукотворные горы, воспроизводившие горы Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан, символизирующие святые горы в Восточно-Китайском море. С тех пор люди стали восхищаться осознанием рукотворности невероятных ландшафтов, а вода и камни стали лейтмотивом китайского садово-паркового ансамбля.

Зарождение традиций садово-паркового искусства

Во времена правления династии Цинь, а затем и Хань, на стыке первых тысячелетий стали появляться императорские парки и охотничьи угодья.

Ландшафтные парки и сады, имитирующие живую природу, появлялись и в период Южной и Северной династий, продолжали развиваться во времена династий Тан и Сун. Эти сады достигли своего апогея и по масштабу, и по архитектурному совершенству во времена правления династий Мин и Цин.

Большинство древних садов и парков, сохранившихся до нашего времени, демонстрируют неповторимые решения садово-паркового дизайна представленного периода.

Садово-парковое искусство периодов правления династий Вэй и Цзинь

В периоды династии Вэй и Цзинь, появилась острая конкуренция среди правящего класса, и царства находились в состоянии хаоса из-за общественных волнений. В то же время это был период, полный относительно свободных мыслей, мудрости и творческого духа в искусстве.

Политическая нестабильность и изменчивая жизнь привели к некоему пессимизму. Тем не менее, миграция интеллигенции на юг породила массу красивейших рукотворных пейзажей. Наслаждение пейзажами и посещение самых красивых мест стали неотъемлемой частью жизни образованного сословия.

Садово-парковое искусство этого периода приобрело значительное развитие. Проектирование садов стало модным явлением.  Эти частные сады по своей художественной задумке не сильно уступали императорским.

Одновременно с развитием буддизма появилась новая форма садово-паркового искусства, представляющая собой дорогу к храмам.

Частные сады династий Тан и Сун

После 300 лет хаоса политический режим стал значительно стабильнее в период правления Сун и Тан. Экономика выздоровела, стали развиваться города и королевские дворы.

Император Вэнь династии Сун разбил сад в городе Дасин, а император Ян создал Западный сад в восточной столице Лоян. Во времена династии Тан был настоящий бум ландшафтного дизайна.

 Знать и чиновники могли похвастаться садами в столице, большинство из которых были сосредоточены в юго-восточном районе.  В древней книге «Знаменитые сады Лояна» Ли Гэфэя было описано двадцать четыре королевских сада.

После того, как династия Юань захватила Южную династию Сун, Китаем начали управлять иностранцы. Этнические и классовые противоречия становились все ожесточеннее. Экономика находилась в состоянии стагнации, стало быть, не было и значительных достижений в развитии ландшафтного дизайна.

Зрелые периоды садово-паркового ландшафта династий Мин и Цин

В течение 270 лет правления династии Мин из-за экономического подъема и развития, сады и садово-парковая архитектура получили новый толчок к развитию. Нанкин был столицей ранней династии Мин. Император Чэнцзу перенес столицу в Пекин и начал восстанавливать город.

К середине периода правления династии Мин, в связи с более быстрым развитием сельского хозяйства, садоводство стало ещё популярней. В этот период, возведение садов было сосредоточено в основном в Пекине, Нанкине и Сучжоу.  В Сучжоу было очень развито сельское хозяйство и ремесленное производство. Это был самый богатый в экономическом плане город.

Многие чиновники построили там свои частные дома и разбили сады, среди которых и ныне существующий сад скромного чиновника, и сад уединения Лю Юань.

Маньчжурские императоры династии Цин — Канси и Цяньлун оставили не менее богатое наследие в Пекине. Было разбито более десяти императорских садов, а сады и парки династии Мин восстановлены и доработаны. Славились радующие глаз городские частные сады в Янчжоу, Сучжоу, Ханчжоу и дельте реки Чжуцзян. Согласно статистическим данным на тот период насчитывалось более ста садов различных размеров.

Четыре стихии садово-паркового искусства Китая

Китайские сады выражают космогонию, основанную на слиянии конфуцианских, даосских и буддийских постулатов.

Каждая из религий, исповедуемых в Китае, предлагает свои пути для достижения духовной свободы, объединяет их общее уважительное отношение к природе.

Древние китайские сады демонстрировали баланс противоположностей, встречающихся в окружающем мире, которые для даосов выражаются в таких понятиях, как «инь» и «ян». К примеру, камни символизируют мужскую силу «инь», тогда как вода —  женскую «ян».

Важнейшей отличительной особенностью китайского сада является, несомненно, взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии с водой, камнем, растениями и архитектурой. Вода является кровью жизни и живым пульсом Земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость. Он применяется в качестве рельефных компонентов, в виде всевозможных мостов, двориков и дорожек.

Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, земную твердыню, стремящуюся к небесам. Нет ничего случайного в китайских садах, так, каждый растительный элемент полон символизма и ассоциаций. Тщательно подбираются деревья, кустарники, цветы и водоросли, чтобы отразить замысел творца.

Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский подтекст.

Свойства растений выгодно подчеркиваются благодаря взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшая открытая веранда приглашает к размышлению, чайхана манит освежиться в её тени и призывает к неторопливой беседе.

 Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и люди находятся в гармонии. Сады Китая — подтверждение щедрости природы, они демонстрируют все природные богатства страны.

Их пейзажи характеризуются крутыми горами, многочисленными равнинами, умиротворяющими озерами и драматическими водопадами.

Символизм растений китайского сада

Для того чтобы сообщить тему китайского сада, подбираются растения, содержащие символические атрибуты.

Так, лотос, корни которого располагаются в илистых донных грунтах водоемов, и чьи цветки достигают поверхности вод, символизирует духовную свободу.

Сосны, сливы и бамбук ассоциируются с долговечностью, выносливостью и устойчивостью. Орхидеи, хризантемы и цветущая слива представляют грацию, благородство и терпеливость.

Уникальность садово-паркового искусства Китая

Великий немецкий философ Гегель однажды сказал: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и всем народам».  Это в полной мере можно отнести к садово-парковому искусству Китая.

Китайская нация в процессе длительного исторического развития проживала на землях, богатых ресурсами и плодородными почвами, с разнообразными ландшафтными пейзажами. Эти предпосылки постепенно сформировали социальные явления, культуру и идеологию с уникальными национальными особенностями, отразившимися и в садово-парковой культуре, принимаемой людьми во всем мире.

Источник: https://MyChinaExpert.ru/sadovo-parkovoe-iskusstvo-kitaya/

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Китайский сад: философия и типы садов

Для обустройства красивого сада сегодня существует много самых разных стилей, от этнических до классического. Среди них особый интерес вызывает китайский стиль в дизайне сада, корни которого уходят в глубокую древность. Дизайнеры любят его за изменчивость и многоликость, следование строжайшим канонам и устоявшимся традициям и, вместе с тем, свободой для творчества.

идея этого ландшафтного направления заключается во взаимодействии с природой для достижения гармонии. Культура Поднебесной с давних времен отдает предпочтение роскошному дизайну участков. Декорации растения располагаются изысканно, но не хаотично – любой элемент имеет собственное значение и место.

Китайский стиль в оформлении участка – идеальный выбор для спокойных людей, умеющих обходиться минимумом деталей.

Философия фэн-шуй

Китайский сад базируется на учении фэн-шуй, воплощая его основные постулаты:

  • Значимость каждой детали.
  • Яркое выделение центра композиции.
  • Гармония между всеми составляющими, которые рассматриваются как отражение единства пяти стихий в мироздании.

В ландшафтном дизайне по фэн-шуй присутствуют все пять главных стихий – дерево, огонь, вода, земля, металл. Изделия из этих материалов непременно должны находиться в саду. Считается, что существует 2 общемировые «противоположные» энергии – «инь» и «ян», именно они воплощаются в этом стиле.

Все, что создано в правильном китайском саду, должна пронизывать энергия Ци, и все делается, чтобы направить ее в правильное русло.

Концепция китайского стиля в ландшафтном дизайне

Она подчиняется строгим требованиям учения фэн-шуй:

  • Естественность. Грань между природой и результатом работы ландшафтного дизайнера должна быть практически не заметной.
  • Учет сторон света. Все без исключения составляющие выполняют так, чтобы сад менялся и оставался красивым, пока солнце совершает свой путь по небу.
  • Единый центр всей композиции, превращающий ее в единое целое. Находящийся в центре водоем, скульптура или клумба определяет вид всего участка.
  • Новые виды при каждом шаге или многомерное пространство участка. Виды изменяются по мере продвижения по саду.

Особенности обустройства

Для ландшафтного дизайна по фэн-шуй лучше подойдет просторный участок, на котором можно обустроить низины, холмы, озеро или иной водоем.

Непременная деталь – лестницы, а лучше – мостики. Их красят в сочные цвета – зеленый, желтый, а дань традиции – красный. Делают их из дерева (предпочтительно), хотя можно добавить небольшое количество других элементов. Но только натуральных! Или гармония сада нарушится.

Для китайского стиля в оформлении участка характерно использование камня в различных вариантах, расцветках и размерах. Если обустроен водоем, в него следует запустить хотя бы пару рыбок.

Хаотичность китайского сада не означает произвольную расстановку элементов, но некоторое число «уголков непорядка» помогает компенсировать негативные энергии.

Китайский сад представляет собой лаконичную и полностью завершенную композицию, все детали которой имеют значение и находятся в тесной связи одна с другой.

Какие ландшафтные композиции используются

У китайского стиля в ландшафтном дизайне есть несколько направлений, каждое из которых диктует свою композицию. Эти направления определяют настроение сада:

  • Классический. Выполняется только в ярких цветах и пронизан гармонией.
  • Домашний. Он больше всего похож на изысканный огород.
  • Спокойный или агрессивный (угрожающий) сад. Отличаются размерами и формой растений и элементов.
  • Идиллический. Лучшее место для прогулок и спокойного отдыха, пронизанное гармонией.
  • Философский. Доминируют раскидистые широколистные растений, что дают тень и уют.
  • Смеющийся. Дарит заряд положительного настроения.

Когда размер участка позволяет, «настроения» можно чередовать, что придаст саду завершенность.

Планирование участка

Китайский стиль отличается правильными и четкими углами и линиями, а планирование чаще всего осевое на базе «восьмиугольника Багуа». То есть участок делится на 9 секторов, каждый из которых фэн-шуй отводит под свой вид энергии. Участок должен иметь холмистый рельеф, а если холмов нет, их придется создавать.

В первую очередь выбирается центр композиции. Обычно это самое высокое место, где предоставляющее максимальный обзор и живописный вид. Главное, чтобы этот композиционный центр был виден из любой точки сада.

Поскольку философия Китая приписывает цветам целебные свойства, цветовая гамма имеет большое значение:

  • Черный и синий— исцеление и расслабление.
  • Ярко-желтый и темно-красный — жизненная энергия и радость.
  • Белый и фиолетовый — спокойствие.

Свои ноты вносят декоративные кустарники и растения с яркими цветами.

Традиционные элементы

  • Ограждения. Чтобы «стереть» границы участка, их маскируют различными способами.
  • Малые архитектурные формы. Входные группы, скульптурные композиции, скамейки и беседки нередко представляют собой весьма яркие элементы.
  • Дорожки. Они мостятся или засыпаются мелким камнем. Их прокладывают вокруг элементов композиции, извилисто, стараясь максимально «увеличить» участок.
  • Водоемы. Обычно это маленькие озерца и прудики плюс миниатюрный водопад. Их отлично дополняет мост с округлыми формами.
  • Озеленение. Высаживают яркоцветущие кустарники и цветы, невысокие хвойники, еще чаще – плодовые растения, ровные аккуратные газоны. Каждое крупное дерево является центром прилегающей композиции.

Какие растения используются для оформления

Чем богаче и ярче цветовая палитра насаждений, тем лучше. Но следует помнить о символизме:

  • Для шпалер, заборов, оград, арок используют цветущие лианы – жимолость, вьющиеся розы и другие растения.
  • Обязательно высаживают благородные лилии, хризантемы, пионы. А вот полевые растения с мелкими пестрыми цветами лучше не использовать, чтобы не вызвать стилистический диссонанс.
  • Отлично впишутся в китайский сад кустарники с разноцветной листвой — таволга, бересклеты, форзиции.
  • Сливы, вишни, яблони и другие плодовые деревья – символ продолжения рода и счастья.
  • Можжевельник, пихты, кедры, сосны и другие хвойные растения, растущие в саду, будут способствовать долголетию хозяина.

Еще одна особенность китайского сада: в нем нет традиционных, коротко стриженных газонов и  клумб с четкими очертаниями – здесь должны быть аккуратно подстрижены все имеющиеся растения.

Ландшафтный дизайн в китайском стиле в СПб

Китайский сад – это не столько подбор декоративных элементов и растений, сколько создание атмосферы и потоков энергии. Он контролирует настроение человека и призван помогать ему оставаться здоровым. Ландшафтный дизайнер, берущийся за оформление участка в китайском стиле, должен хорошо разбираться в философии фэн-шуй.

Вы можете заказать создание китайского сада и устройство сухого ручья под ключ в компании AG GARDEN DESIGN. Мы выполним проектирование и профилирование ландшафта участка, благоустроим его, подберем и высадим подходящие растения. Мы работаем аккуратно и быстро, неизменно добиваясь качественного долгосрочного результата!

После завершения работ по обустройству дизайна сада в китайском стиле потребуется тщательно ухаживать за растениями. Вы можете воспользоваться нашими услугами по обрезке декоративных кустов и деревьев.

Источник: https://ag-gardendesign.ru/about/blog/kitay-stil/

Стиль китайского сада

Китайский сад: философия и типы садов
САД YUYAN

Китайский сад формировался 3000 лет как стиль ландшафтного дизайна. Это могут быть огромные императорские сады и сады небольшие, принадлежавшие ученым, чиновникам, купцам. Они созданы для размышлений и уединения. Каждый напоминает идеальный миниатюрный природный ландшафт и выражает единство человека и природы.

Обычный китайский сад огорожен стеной, включает пруд, группы камней, деревьев, цветов, залы, павильоны, которые соединяют извилистые дорожки или зигзагообразные галереи. Каждая часть сада – тщательно подобранная сцена. Императорский сад – это масштабная картина мира, а частный – подробно детализирован и включает много миниатюрных композиций.  Оба объединяет философия единства. 

История китайского сада

QIUXIA

Первые упоминания рассказывают о китайских садах в долине реки Хуанхэ во времена династии Шан (1600 — 1046 г. до н. э). Эти сады были большими закрытыми парками, где правители и придворные охотились на дичь или выращивались фрукты и овощи.

Надписи того периода говорят о трех видах сада: Йо, Пу и Юань. Первый сад был царственным садом и в нем было много зверей и птиц. Во втором саду выращивались растения. Последний сад, Юань, со временем стал основой для создания китайского сада.

Он являл собой замкнутый квадрат, где были стены, пруд и растения. 

Царские китайские сады описаны в поэзии того времени.

Например, сад-парк Терраса, Пруд и Парк Духа короля Венгвана, созданный на запад от его столицы, города Инь, описан как место, где прогуливается и может наблюдать свободно за тем, как пасутся олени и их оленята, как красивы белые журавли и пруды полны рыбы.

  В “Записях великого историка” Шиджи описан еще один королевский сад Шаки (Песчаные Дюны), созданный Шан, правившем в 1075 — 1046 г. до н.э.

Согласно “Записям…”, в центре была большая смотровая площадка, а во дворце был построен бассейн, по которому свободно могли плавать несколько небольших лодок одновременно. В его центре был насыпан остров, а сам бассейн был наполнен вином. В китайских летописях описано еще много величественных садов, где были роскошные дворцы, озера, лодки в виде драконов.

Большое влияние на стиль китайских садов на протяжении многих веков имела одна легенда о восьми бессмертных, которые проживали на вершине горы Пэнлай. Они жили вечно, в благоденствии в дворцах из серебра и золота. Вокруг росли деревья с драгоценностями. Там не было ни зимы, ни боли, а вино и рис никогда не исчерпывались. 

ZHAN YUAN

Один из великих правителей раннего Китая – Ин Чжен, вдохновившись легендой о рае на горе, послал воинов найти этот рай и добыть эликсир бессмертия. Но безуспешно. Однако, он недалеко от своей столицы, Саньяна, создал сад с большим озером Ланчи-Гун. В центре его возвели копию горы Пэнлай. В 206 г. до н.

э. он умер, а его столица и сад были уничтожены. В хрониках китайских историков, художественных произведениях упоминаются Озеро Высшей Сущности, Сад генерала Лян Цзи и др. большие сады-парки. Однако легенда продолжает вдохновлять китайских садовников создавать у себя маленькие копии острова Бессмертных.

С началом нашей эры в Китай пришел буддизм и при каждом храме устраивали свои сады и садики. Сады стали вдохновлять поэтов на создание сборников стихотворений. Такими примерами стали Сад Золотой долины, Павильон Орхидей. Императоры стали организовывать сады и ставить там спектакли.

Во времена расцвета Китая и сад стал процветать. Во многих, даже самых маленьких садиках, пытались воссоздать все-ту же райскую картину из легенды о Бессмертных и всегда давали им поэтичные названия. Также начали развиваться селекция, одомашнивание диких растений, черенкование, прививка и размножение растений. Создавались трактаты и каталоги растений. 

Во времена династии Тан Китай в экономическом плане стал процветать. Это способствовало и процветанию садов. В рукописных источниках описывают огромный сад, построенный Великим Министром Империи Тан Ли Дэю.

В нем было больше сотни разных павильонов и сооружений, большая коллекция камней и экзотических растений.

Одними императорами создавались сады, другие их разрушали, а некоторые ученые брали плату (чисто символическую) за посещение своих садов. 

Почти все древние и давние сады Китая остались лишь в летописях и лишь немногие дожили до нашего времени. Одни сильно видоизменились, другие же сохранили почти исторический вид. Например, сад Павильон Голубой волны в Сучжоу. Он был построен в 1044 г. н.э. поэтом Су Шуньцин или Сад мастера сетей, называемый Рыбацким Приютом. В Сучжоу осталось много примеров давнего садового дизайна. 

Каждая династия императоров вносила свой вклад в садовое искусство Китая. Затянувшийся Сад, Сад Юйюань, Сад Совершенствования, Сад Цзичан, Сад Летний Дворец, Сад Кейуан могут наочно продемонстрировать свою красоту. Их строили не только правители, но и ученые, философы, поэты, государственные деятели. Они – роскошны, они вдохновляют и обязательно заставят задуматься о неосязаемом. 

Дизайн китайского сада  

THE HUMBLE ADMINISTRATORS GARDEN

Китайский сад раскрывается постепенно. Его нельзя увидеть сразу. Он состоит из каскада пейзажей. Он призван скрыть вульгарное и простое, а показать совершенство. В нем нет четких ровных линий, а есть ассиметрия и плавность. Он всегда окружен стеной и включает в себя пруд, павильон для наблюдения, а растения аккуратно подобраны друг к другу.

Архитектура сада

В китайском саду много архитектурных сооружений: залы, павильоны, храмы, галереи, мосты, беседки и башни. 

  • Тин – Церемониальный зал для торжеств или церемоний с внутренним двором и находится недалеко от въездных ворот
  • Да тинг – Главный павильон принимает гостей и окружен верандой
  • Хуа тинг – Павильон цветов располагается рядом с домом и в нем выращиваются растения, и есть альпинарий
  • Павильон Сиань с четырьмя дверьми и подвижными стенами, чтобы раскрывать панорамы сада
  • Лотосовый павильон строят рядом с прудом
  • Павильон Юань Ян Тин – павильон уток мандаринов разделен на две части: северную и южную

Кроме этих достаточно больших сооружений, в китайском саду можно увидеть такого же плана строения, только поменьше. Они предназначены для обеспечения укрытия от солнца и дождя, для осмотра сада и для отдыха.

Их располагают там, где можно за чем-то наблюдать, что-то слушать, где красивый вид на пейзаж. Они бывают отдельно стоящие, а бывают частью другого строения.

Каждое из этих зданий обязательно имеет свое название, которое выражает смысл его предназначения: Павильон Пикового поклонения, Павильон Луны и Ветра, Павильон слушанья дождя и т. п.

Еще в китайском саду строят смотровые башни (лу или гэ). В некоторых садах возведены каменные павильоны в виде лодки у пруда. Они состоят из беседки, зала в центре и двухэтажного здания, которое смотрит непосредственно на пруд. Есть также небольшие закрытые дворики, устроенные для того, чтобы отдохнуть, помедитировать, порисовать, попить чая. 

Важный элемент китайского сада – это галереи (ланг). Эти узкие змеевидные (реже прямые) узкие и крытые коридоры соединяют здания, прячут посетителей от дождя и зноя, и разделяют сад на части. В них сделаны окошки, квадратные, круглые или, иногда, неправильной геометрической формы, для осмотра пейзажа мельком.   

Окна и двери в китайском саду – обязательный элемент– бывают округлыми, овальными, шестиугольными, восьмиугольными, иметь форму вазы или фрукта. Они всегда очень красиво оформлены.

Мосты и мостики – еще одна характерная черта сада. Формы у них бывают разнообразные: прямые, зигзагообразные, арочные.

Предназначение у мостов прямое (для передвижения) либо декоративное (для осмотра сада, как элемент картинки). Их строят из камня или дерева. 

RETREA & REFLECTION GARDEN

Часто в садах Китая создавались небольшие отдельно стоящие здания для уединения и медитации, а также здания для библиотек или студий (шуфан).  

Сад Камней и горы

В каждом китайском саду всегда есть хотя-бы маленький Сад Камней. Гора для китайцев – это символ добродетели, стабильности и выносливости. Об этом говорит конфуцианство и Книга перемен, а также легенда о Бессмертных. В давние времена их создавали большими, каскадами, и строили наверху смотровые павильоны.

Во времена династии Цин создавать эпохальные горы и сады камней стало немодно. А сейчас, это один большой камень, символизирующий основную гору и ряд камней помельче для отображения горного массива в Саду Камней. Некоторые небольшие сады внутри двориков состоят из белого песка и камней, расставленных по периметру и внутри. В лунном свете они похожи на настоящие озера.

Это такой родоначальник японского сада дзен – “сухой сад”.  

Вода

ЗАТЯНУВШИЙСЯ САД

Центральным звеном китайского сада является пруд или озеро. Возле него располагаются основные здания и павильоны. Всегда в пруду растет лотос и плавают рыбки, обычно золотые.

Согласно Книге перемен, вода – это легкость и общение, она несет пищу для жизни на своем пути. Вода в саду всегда рядом с горой и представляет собой мечты и бесконечность пространств. Форма у пруда размытая и скрывает от посетителя на другом берегу его берега.

Так создается иллюзия бесконечности озера. В большом императорском саду таких водоемов могло быть несколько. В небольшом саду он единственный и окружен садом камней, сооружениями и растениями.

В среднем по размеру саду может быть озеро и несколько ручейков с мостами или длинное озеро с каналом и мостом над ним, визуально разделяющим его на две части. 

Также вокруг растут растения, стоит каменный сад и построены здания. 

Растения

Растения в китайском саду – четвертый важный элемент этого стиля сада. У них такое же важное предназначение, как у сооружений, камня и воды. В нем всегда росли сосна, бамбук, китайская слива. В местном климате эта тройка даже зимой остается зеленой.

Сосна – символ долголетия и упорства, постоянства в дружбе. Бамбук – символ мудрого, скромного, всегда учащегося и гибкого человека, не ломающего даже в самый сильный шторм. Слива – возрождения после зимы и прихода весны.

Ценится она за розовые и белые цветки, а также за сладкий аромат. 

В садах Китая растут персики (символ долголетия и бессмертия), груши (символ справедливости и мудрости, долгой дружбы или романтики), абрикосы (символ пути военного начальника или госчиновника), гранатовые деревья (символ плодовитости), ивы (дружба и радость). Цветы также олицетворяли желания. Пион – символ богатства, орхидея – символ благородства и невозможной любви, а лотос стал символом поиска знаний. Эти три цветка обязательны, как и хризантемы. 

MASTER OF THE NEST GARDEN

В саду обрезка почти не применялась. Давние китайские ландшафтные дизайнеры пытались сохранять свои растения в природном виде. Особенно ценились вычурные карликовые деревья с искревлеными стволом и ветками для создания миниатюрных пейзажей.

Заимствующий пейзаж (Цзецзин)

Важным аспектом в дизайне китайского сада есть заимствование окружающего сад пейзажа. Цель этого приема в том, чтобы созданный вручную сад был часть этого ландшафта и казался бесконечным. 

Для садовода Китая важно, как выглядит его сад во времена года или время суток. Как и в наше время, так и в древности, дизайнеры учитывали как определенные части сада будут выглядеть лучше всего зимой, какие весной, летом и осенью, какие лучше лицезреть днем, а какие ночью. 

Скрыть и удивить

Еще один прием, использовавшийся и используемый, это тайное, которое становится неожиданно явным.

Помните, вначале писалось о том, что китайский сад состоит из нескольких отдельных самих по себе сцен? Их объединяют с помощью галерей, отделяют стенами сооружений, зарослями”лунными воротами”, экранами из растений, извилистыми дорожками. Гость в таком саду открывает что-то новое лишь тогда, когда доберется до контрольной точки, последнего момента. 

Философия сада

Китайский сад предназначен, как и когда-то, для использования и для любования. В нем проводятся всевозможные торжества, учат письму, чтению, музыке. В саду пьют чай и медитируют.

Даосизм сделал сад местом для достижения просветления путем созерцания единства творения, где царят гармония и порядок.

В нем две противоположности, инь и янь, дополняют друг друга, сокрытое становится явным, а пейзаж никогда не закончится. 

CHINESISCHER GARTEN В ГЕРМАНИИ

Каждый китайский сад – это поиск рая, затерянного мира, утопической вселенной и бессмертия. В этих садах четко видится, как творчество человека может стать частью природы. В них стараются, как можно точнее, имитировать природу и проявить ее во всей ее красоте. . 

Влияние сада на мир

Китайский сад повлиял за время своего существования на все стили садов. Очень многое из него перешло в японский сад. Это обмен знаниями, озера и павильоны наподобие китайских, интимные сады для медитации и отдыха, сад камней, церемония чаепития в саду, воссоздание островов бессмертных.

В европейские сады вместе с путешественниками пришла природная линия, отсутствие четкой геометрии, асимметрия, беседки в китайском стиле с крышами-лодочками, маскировка,натурализм, мосты. Он вмешался в строгую геометрию французского сада, английский формальный сад, царский русский сад. К концу ХIX века в Европе не было страны, в которой не было бы мотивов китайского сада. 

Источник: https://rozisad.ru/stil-kitajskogo-sada/

Традиционный китайский сад: описание, виды и особенности

Китайский сад: философия и типы садов

Когда европейцы впервые услышали и увидели китайские сады и парки, они были просто поражены их очарованием и самобытностью. Школа ландшафтного искусства Поднебесной совершенно необычна и непохожа на всё то, к чему мы привыкли.

Здесь не встречаются аккуратные стриженые газоны, как это принято в английском стиле, нет чёткости линий, присущей принципу регулярности клумб, разбиваемых во Франции и т. д. В Китае высшая ценность – это сама природа.

Поэтому здесь даже на территории небольшого участка стараются воспроизводить её с максимальной точностью и в наиболее гармоничном проявлении.

Исконно китайский сад – не только растения, но и реки, горы, озёра, пусть даже воссозданные в миниатюре. Это абсолютно не важно. Главное, чтобы созданный ландшафтный дизайн помогал людям понимать и ощущать гармонию между окружающей природой и собой.

История создания

Древний китайский сад имеет не только многовековую богатую культуру, но и уникальные особенности. Он существует уже более пяти тысячелетий. Выполняемые в различных стилях древние виды китайских садов считались лучшими среди существующих трёх систем структурного разбивания парков в мире. Такими они являются и в наши дни.

История китайских садов ведёт своё начало с династий Шан и Чжоу. Тогда они назывались «юъ», что означало «ближайший от пейзажа». Это было красивое место, предназначенное для общения и игр. Во времена династии Хань китайский сад строился как вилла и назывался «юань». Здесь императоры могли отдыхать и обсуждать государственные дела.

Основная идея, которую олицетворяет китайский сад, огород – это «сотворение природного мира» в миниатюре. При его создании максимально используется естественный ландшафт со всеми особенностями географической зоны. Этот подход и сегодня можно наблюдать во многих национальных парках, особенно если речь идёт об императорских или монастырских китайских садах.

Виды

Условно различается несколько типов садов в китайском стиле. В первую очередь, это императорские парки, расположенные на севере страны. Немало их и в пригородах столицы. Есть также аналоги при императорских гробницах, храмовые, домашние и т. д. Тем не менее всё многообразие китайских садов сегодня сводится к двум основным типам: императорскому и частному.

Описание

Одно из основных направлений ландшафтного искусства Поднебесной – создание на небольших участках земли миниатюрных пейзажей.

В традиционный китайский сад могут быть размещены самые разные архитектурные сооружения, например, мостики, беседки или павильоны. В нём обязательно наличие водоёмов. Можно встретить даже скалы и гроты.

Для общей эстетики в композиции добавляются редкие виды деревьев, красивоцветущие кустарники, высаженные как одиночно, так и небольшими группами.

Другое направление – это проектирование ландшафта на обширной территории с устройством на ней огромных водоёмов и крупных рельефных форм. Чаще всего – рукотворного типа: скал, гор, водопадов.

Обязательным считается наличие крупных групп растений, которые могут быть разделены дорожками, а также «речками» или даже «ручьями». Чаще всего используемые культуры – розоцветные.

Например, тут могут располагаться такие деревья, как миндаль, яблони, вишни, сливы, персики, а также древовидные или травянистые растения: тюльпаны, пионы, розы, касатики, сирень, лагерстремии и другие красивоцветущие представители мира флоры.

Особенности

Миниатюрный сад в китайском стиле можно создавать даже на дачном участке размером в шесть соток, тогда как обладателям более внушительных земельных площадей лучше выбирать второе направление дизайна. идея паркового оформления в Поднебесной состоит в том, чтобы посетители ощущали абсолютный покой, умиротворённость и единение с природой.

Ещё одна особенность, которая характеризует традиционный китайский сад, заключается в создании «безграничности», чтобы человек, гуляющий по нему, из каждой новой точки видел не одну картину, а несколько сменяющих друг друга пейзажей. При этом элементы композиции должны находиться в абсолютной гармонии. Ничто не должно быть слишком ярким и броским или же, наоборот, казаться незаметным.

Естественность

Китайский сад просто обязан смотреться естественно. От дизайнера требуется создание впечатления того, что всё вокруг было сотворено без человеческого участия.

Как будто сама природа выстроила деревья, камни, водоёмы в необычные произвольные образы.

Однако немногие знают, что такие на первый взгляд несколько небрежные композиции бывают на самом деле очень глубоко продуманы, чтобы приглашать к медитации и размышлениям.

Принцип заимствования в пейзаже

По законам восточного ландшафтного искусства китайский сад разбивается таким образом, что в любой точке вслед за одной панорамой открывается другая.

Подобный приём в дизайне называют «принципом заимствования пейзажей», благодаря которому можно визуально расширять границы участка.

Секрет воплощения этого явления в жизнь очень прост: создаётся многоплановая перспектива, после чего прокладываются декоративные мостики и дорожки, соединяющие панорамы друг с другом.

Символичность

Китайский сад – это не только один из вариантов ландшафтного дизайна, но и проекция души его владельца. Ведь он бывает выстроен согласно правилам фэн-шуй, в которых всё подчиняется гармонии окружающего мира. Согласно этому учению, пространство, окружающее человека, должно содержать элементы, которые символизируют составляющие нашей Вселенной.

Поэтому и составляющие китайского сада – знаки «инь» и «янь» – олицетворяют единение противоположностей. Они в парках Поднебесной сочетаются таким образом, чтобы давать возможность «ци» – живительной энергии – свободно перемещаться в пространстве.

К тому же большинство элементов также символизирует различные жизненные состояния, к примеру, персик означает благополучие, пион – богатство и т. д.

Камни

Они являются обязательными составляющими китайских садов. Камни уравновешивают строения, сотворённые человеком, и природные элементы. Для создания подобного эффекта часто устраиваются простые горки из валунов, где не высаживается никаких растений. Вообще, в китайской культуре к камням относятся с трепетом – ими любуются, их слушают.

Цветы

Такие растения китайского сада, как правило, немногочисленны. Но каждое из них несёт свой символический особый смысл. Наибольшего поклонения заслужил древовидный пион, который здесь именуют «королём цветов». Нередко в саду встречаются лотосы, розы, хризантемы, нарциссы.

Каждый из благородных цветков обязательно оттенён более простым растением, «рангом» пониже. Например, для пиона лучшие спутники – роза или шиповник, хризантема «оттеняется» бегонией. То же самое происходит с деревьями. Например, слива высаживается рядом с магнолией или камелией.

Деревья

Особым почётом в садах в китайском стиле пользуются большие и старые деревья, которые растут на участке не одно десятилетие. Почти всегда встречается сосна, символизирующая благородство. Не является редкостью персик или слива.

Прекрасным дополнением в живописную композицию ландшафтные дизайнеры считают бамбук. Он на Востоке является олицетворением жизненной силы и стойкости.

Другими, не менее любимыми для китайцев деревьями, считаются магнолия, ива и, конечно, сакура.

Постройки

Сады Поднебесной невозможно представить без каких-либо рукотворных сооружений. Это сделанные в традиционно восточном стиле беседки, террасы, чайные домики. Они размещаются на территории с таким расчётом, чтобы человек, находясь в них, имел возможность, созерцая всё пространство, любоваться гармоничностью.

Источник: https://FB.ru/article/247481/traditsionnyiy-kitayskiy-sad-opisanie-vidyi-i-osobennosti

Сад в китайском стиле: ландшафтное воплощение философии Востока

Китайский сад: философия и типы садов

Китайская культура отмечена печатью древности, оригинальности и известного своеобразия. Ландшафтный дизайн можно смело назвать одним из проявлений культуры Китая, в котором в полной мере отразились все ее черты.

В культуре Поднебесной империи особую роль играет учение фэн-шуй, в котором гармонично объединены философия и повседневная жизнь. В отношении китайского сада влияние фэн-шуй выражается в создании гармонии между элементами воздуха, воды, земли, а также растениями, холмами, равнинами и, конечно, человеком.

Устройство садовой территории, согласно фен-шуй, представляет отражение душевной организации ее хозяина, является своего рода проекцией его внутреннего мира.

Философия в устройстве зеленой зоны

Китайский сад — это чаще всего пейзажный сад, в котором каждый архитектурный элемент имеет свое символическое значение. Особенностью зеленой зоны можно назвать характерную для нее иерархичность, отношения подчиненности между отдельными элементами, при обязательном соблюдении баланса и гармонии в духе фэн-шуй.

Сад с настроением Поднебесной – это результат усилий человека и природы, при этом рукотворные элементы (здания, скульптуры, архитектурные формы малых размеров) удивительно гармонично становятся элементами ландшафта, так что искусственное порой не так просто отличить от естественного.

Концепция настроения

В саду, созданном по китайской философии, всегда присутствует выраженный центр в виде доминирующей композиции, а остальные элементы располагаются вокруг нее.

Хотя садики в таком стиле имеют единую концепцию, но имеется много интересных разветвлений. Одно из них носит название «смеющиеся сады». Они отличаются насыщенными красками, широкой цветовой палитрой.

Причем даже такие элементы как здания, тропинки, аллеи выполняются в яркой цветовой гамме.

«Смеющимся садам» в философском и художественном плане противопоставляются «угрожающие», которые являют собой отражение грозной мощи необузданных стихий. Своеобразная красота и гармония их выражается в форме искривленных деревьев, низвергающихся с грохотом водопадов, каменных глыб, готовых обрушиться в любой момент.

«Идиллический сад» — еще один вид эмоционального состояния китайского сада. Все элементы композиции выполняют задачу воцарения спокойствия и мира в душе, чему способствуют неяркие краски, умиротворяющая водная гладь пруда, на островке в котором можно уединиться в уютной беседке. Примечательно, что все три вышеописанных настроения могут присутствовать в одной зеленой зоне.

Китайский стиль ландшафтного дизайна не боится играть с пространством. Прекрасная иллюстрация такой игры – «картина в раме», когда через фигурное отверстие в стене можно наблюдать строго определенный стилистически законченный, самодостаточный участок территории, причем визуальную суть этого можно увидеть только через это отверстие- «раму».

Типичные элементы сада

Садовую территорию в китайском стиле трудно представить без построекв виде малых архитектурных форм — беседки-пагоды, смотровые площадки, откуда лучше всего любоваться пейзажем и наблюдать гармонию его элементов между собой. Окружающая садик фигурная или обычная стена – тоже одна из характерных черт.

Дорожкам и тропинкам в китайском саду не свойственно пролегать по прямым линиям.

Ландшафтный дизайн в Китае привык иметь дело с просторными участками, для воплощения всех замыслов ему требуется большие площади. Стоит учесть, что преобразование участка под сад в подобном стиле потребует большого объема работ.

Выбор растений

В Китае всегда на высоком уровне находилась селекционная работа, множество выведенных сортов цветов наделялось собственными символическим значениями и влиянием на формирование благоприятной среды по фэн-шуй.

Растения, по мнению ландшафтных дизайнеров Поднебесной, создают не просто красоту, а нечто неповторимо прекрасное. Цветы для китайского садика выбирают внешне эффектные и одновременно утонченные.

Их не должно быть слишком много, вокруг часто высаживается зелень, чтобы в комплексе картина производила впечатление изысканности.

В китайском садике можно обычно лицезреть пионы, луковичные, плетистые розы, разные виды красиво цветущих плодовых деревьев.

Китайская беседка (видео)

Китайский стиль в ландшафте лишен излишеств, в нем ценятся участки, на которых растет несколько видов цветов, трав, деревьев, имеются пруды, альпинарии, декоративные огороды.

И обязательно в такой зеленой зоне живут представители животного мира, это могут быть лебеди или декоративные породы рыбок в пруду, журавли, павлины.

Можно прочесть статью об особенностях оформления участка в стиле кантри.

Решения для сада в стиле Поднебесной

Источник: https://DachaDecor.ru/stili-landshaftnogo-dizayna/sad-v-kitayskom-stile-landshaftnoe-voploschenie-filosofii-vostoka

Интересные факты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: